В России «Воццек» ставился только однажды — в 1927 г. в ленинградском Театре оперы и балета. С тех пор эта опера появлялась у нас лишь время от времени — в репертуаре гастролеров: Дрезденская государственная опера привозила «Воццека» в Ленинград, Гамбургская опера — в Москву. Но в оперных театрах мира «Воццек» идет довольно часто. Его ставили крупные режиссеры — Патрис Шеро, Петер Штайн, Петер Конвичный, Люк Бонди. К нему обращались выдающиеся дирижеры — Димитри Митропулос, Карл Бем, Пьер Булез, Клаудио Аббадо, Кристоф фон Донаньи. Его влияние испытали на себе практически все композиторы, писавшие в эпоху «после «Воццека»...
Опера Берга основана на драме Георга Бюхнера «Войцек» (1836 г.). Пьеса, сохранившаяся в черновиках и дошедшая до нас в нескольких различных редакциях, с двумя вариантами написания фамилии главного героя, основана на реальных событиях. Настоящий Войцек — Иоганн Кристиан Войцек — был казнен в Лейпциге за убийство жены, совершенное из ревности. Этот случай изучался психиатром, отчет которого попал на страницы специализированного издания, где его и прочитал будущий автор пьесы.
Почти полвека о драме не было ничего известно — она пропала. Открыли ее только в конце XIX века, а впервые поставили в начале XX-го. Одно из первых ее представлений и увидел композитор Альбан Берг. Он сам взялся за написание либретто и сделал на редкость стройную композицию, из двадцати шести разрозненных сцен оставив пятнадцать и сконцентрировав все внимание на развитии главной сюжетной линии. В опере три акта. Каждый включает в себя пять сцен, имеет свою четкую структуру и неумолимо движется к своей маленькой катастрофе.
Выстроив идеальную драматургическую композицию, композитор создает необыкновенно интересную музыкальную ткань. Это настоящая находка для меломана! В опере преломляется множество музыкальных форм — соната, фуга, рондо, инвенция, сюита, рапсодия, а также бытовые музыкальные жанры — песня, марш, колыбельная, вальс, полька. Прибегает Берг и к открытому цитированию. «Воццек» — это своего рода итог предыдущей эпохи в музыкальном театре и открытие новой.
|
Открывать знаковую оперу Берга Москве будут дирижер-постановщик Теодор Курентзис, режиссер, а также сценограф и художник по костюмам Дмитрий Черняков, Елена Зайцева (художник по костюмам), Глеб Фильштинский (художник по свету).
Партию Воццека исполнят признанные интерпретаторы современной музыки Маркус Айхе (Германия) и Георг Нигль (Австрия), партию Мари — американская певица Марди Байерс и наша соотечественница Елена Жидкова (их «роднит» то, что обе сделали успешную карьеру в Европе). В партии Капитана заняты Михаил Губский и Максим Пастер (Большой театр), в партии Доктора — Петр Мигунов и Дмитрий Ульянов, Тамбурмажора — Рафал Бартмински (Польша) и Роман Муравицкий (Большой театр).
Премьерные показы пройдут 24, 25, 26, 28 и 29 ноября с.г.
|