Большой рассказал о том, как собирается жить дальше

22.09.2009

Музыкальным руководителем театра с этого дня и до конца 2011 г. будет известный петербургский композитор Леонид Десятников, три сочинения которого были представлены в Большом — балеты «Русские сезоны» и «Вываливающиеся старухи» в постановке А. Ратманского и опера «Дети Розенталя» (режиссер-постановщик Э. Някрошюс), созданная специально для Большого. В настоящее время специально для Большого он пишет балет «Утраченные иллюзии», который также поставит Алексей Ратманский (премьера намечена на апрель 2011 г.). По словам маэстро, предложение взять на себя музыкальное руководство Большим театром оказалось для него столь обескураживающе неожиданным, что... он ответил согласием. Консалтинг, супервизия и психотерапия — приблизительно в таких терминах мог бы он описать свою будущую деятельность на новом посту, характеризуя ее как своего рода кризис-менеджмент. «Дирижировать, во всяком случае, я не буду», — твердо пообещал г-н Десятников.

Зато сотрудничать с Большим театром дали согласие всемирно известные дирижеры Александр Лазарев, Василий Синайский, Кирилл Петренко, Владимир Юровский, Теодор Курентзис. Причем, трое из них начнут свое сотрудничество уже в этом сезоне. «Такой список дирижерских имен сделает честь любому крупному театру мира», — сказал представленный журналистам на этой пресс-конференции новый начальник отдела перспективного планирования репертуара Михаил Фихтенгольц, принимавший участие не только в переговорах с вышеперечисленными маэстро, но и в создании Молодежной оперной программы, которую будет курировать в содружестве с известным воспитателем молодых певцов Дмитрием Вдовиным, также представленным СМИ на этой пресс-конференции.

О многочисленных и очень успешных гастролях театра и грядущих в этом сезоне премьерах напомнили в своих выступлениях генеральный директор Большого Анатолий Иксанов, художественный руководитель балетной труппы Юрий Бурлака. Что касается долгосрочных планов, о них рассказывал уже новый музыкальный руководитель Леонид Десятников.

Среди оперных названий, которые должны появиться в афише Большого театра в предстоящие три сезона, — «Воццек» А. Берга, «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Вишневый сад» Ф. Фенелона (мировая премьера в концертном исполнении в Большом — проект, приуроченный к дням культуры Франции в России, сценическая премьера на сцене Парижской оперы с участием наших певцов — проект, приуроченный к дням культуры России во Франции), «Кавалер розы» Р. Штрауса и др. В числе режиссеров, дебютирующих в Большом,- Анатолий Васильев, Кирилл Серебренников, Василий Бархатов.

Репертуар балета пополнится творениями Уильяма Форсайта, Иржи Килиана, Уэйна МакГрегора, новыми для Большого постановками Джорджа Баланчина, Ролана Пети и новыми версиями балетов Мариуса Петипа и Михаила Фокина.
В сентябре 2010 г. в Большом состоится мировая премьера балета «Апокалипсис» в постановке Анжлена Прельжокажа. «Балет ставится на ультрасовременную диджеевскую музыку, так что, видимо, в Большой придет публика, до сих пор в нем не бывавшая», — заметил г-н Десятников.

Ожидаются масштабные гастроли — оперы и балета на сцене лондонского театра Ковент-Гарден (конец сезона 2009/10), оперы — на сцене мадридского театра Реал и Люцернском фестивале (начало сезона 2010/11) и др. Зимой 2011 г. Большой принимает у себя балет Парижской оперы.

Г-н Иксанов еще раз подчеркнул, что «очень надеется — и даже уверен в этом,- что 2 октября 2011 г. откроется после реконструкции Основная сцена Большого театра». На этот день намечена премьера оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки в постановке всемирно известных деятелей музыкального театра (дирижер-постановщик Владимир Юровский, режиссер-постановщик Дмитрий Черняков).

На пресс-конференции был отрекомендован новый спонсор оперы — итальянская энергетическая компания Enel, от имени который выступил директор департамента международных связей г-н Карло Тамбури. Компания представлена в 23 странах — от Северной Америки до Азии — и везде ведет широкую благотворительную и спонсорскую деятельность, в том числе и в России, где, например, поддерживает Московскую биеннале современного искусства. Но сотрудничество с Большим театром, одним из ведущих музыкальных театров мира, — это особая честь и прерогатива.

Почти сразу же по завершении пресс-конференции начался традиционный сбор труппы. К поздравлениям с началом сезона, которыми приветствовало труппу руководство Большого, присоединился директор департамента современного искусства и международных культурных связей Министерства культуры России г-н Алексей Шалашов, который выразил восхищение блистательным мастерством артистов Большого театра и сообщил, что в отношении гастролей мир буквально рвет Большой театр на части. То есть желание принимать Большой у себя на гастролях охватывает географический диапазон такой же, каким гордится компания Enel.

Леонид Десятников и Юрий Бурлака сделали еще один краткий обзор предстоящего сезона. Управляющая оперной труппой Маквала Касрашвили поздравила оперную труппу с возрождением внимания к начинающим певцам, подчеркнув преемственность между существовавшей некогда при оперной труппе стажерской группой и ныне вводимой Молодежной оперной программой. И с большим удовлетворением отметила, что прошедший сезон оказался богат на удачные вводы (Лолитта Семенина, Светлана Шилова, Марина Лапина, Олег Кулько) и принес громкую победу на крупном международном конкурсе (Екатерина Щербаченко). А Юрий Бурлака пообещал множество интересных дебютов «известных и совсем неизвестных исполнителей» в сезоне наступающем. И, как это всегда бывает на сборе труппы, представил новое пополнение Большого балета, которое, в том числе, обещает эти интересные дебюты и почти сплошь состоит из лауреатов международных конкурсов. Это Ольга Баричка, Анжелина Воронцова, Мария Мишина, Анна Туразашвили, Дарья Хохлова, Дмитрий Дорохов, Дмитрий Ефремов и Денис Родькин.

Леонид Десятников, помимо всего прочего, сказал на пресс-конференции и следующее: «В Большом, конечно, должно быть много Верди, много названий популярного мирового репертуара, русской классики и новой музыки, но главное, в чем он нуждается, — это, чтобы вокруг него было меньше пафоса и ненужной риторики, чтобы его воспринимали как нормальный театр». И пресс-конференция, и сбор труппы, и те новые планы, над которыми трудились старая и новая команды театра, как раз и были призваны продемонстрировать, что Большой театр позиционирует себя в качестве такого — «нормального» большого — театра, родственного другим ведущим музыкальным театрам мира.

По окончании сбора труппы председатель Исполкома Попечительского совета театра г-н Константин Ремчуков по традиции вручил премии Попечительского совета.

Лауреатами 233-го сезона стали:

Алексей Масленников, режиссер оперы (53 года в Большом!) — за выдающиеся творческие заслуги, многолетний и самоотверженный труд в Большом театре

Александр Копылов
, дирижер (46 лет в Большом!) — за выдающиеся творческие заслуги, многолетний и самоотверженный труд в Большом театре

Надежда Грачева
, прима-балерина — за выдающиеся творческие заслуги в 233-м театральном сезоне

Екатерина Шипулина, ведущая солистка балета — за выдающиеся творческие заслуги в 233-м театральном сезоне

Олег Кулько (тенор), солист оперы — за блестящее исполнение партий Самозванца («Борис Годунов») и Германа («Пиковая дама»)

Лолитта Семенина (сопрано), солистка оперы — за блестящее исполнение партий Микаэлы («Кармен»), Чио-Чио-Сан и Лю («Турандот»), Мюзетты и Мими («Богема»)

Лиза Плучек, контролер билетов (50 лет в театре!), Леонид Болотин, инженер цеха звукоусиления, театральной связи и сценического телевидения художественно-постановочной части (53 года в театре!), Мария Яриловец, художник-конструктор художественно-технологической службы (40 лет в театре!) за многолетний труд и преданность Большому театру

Лучшие артисты оркестра Большого театра:
Виктор Гришин,
солист оркестра
Константин Семенов, солист оркестра
Сергей Соловьев, солист оркестра

Лучшие артисты хора Большого театра:
Владимир Данилов, артист хора
Александр Критский, хормейстер
Светлана Грабарь, артистка хора

Сотрудники Художественно-постановочной части и Художественно-производственных мастерских — за выдающиеся достижения в области создания внешней формы спектакля и личный вклад в реализацию творческих планов Большого театра :
Михаил Соколов, художник по свету цеха освещения и электронного оборудования сцены ХПЧ, Александр Шишов, красильщик цеха по изготовлению мягких декораций ХПМ;
Надежда Зубарева, заместитель начальника мужского костюмерного цеха ХПМ, Наталья Алдошина, начальник женского костюмерно-пошивочного цеха ХПМ

Лучшие артисты балета:
Наталья Маландина, солистка балета
Максим Валукин, артист балета
Елена Сереброва, артистка балета
Екатерина Нагурская, артистка балета

Лучшие артисты мимического ансамбля:
Александр Крутяков
Роман Миронов
Ольга Михайлова
Николай Майоров
Андрей Сенотов

ПЛАНЫ НА СЕЗОНЫ 2010/11, 2011/12. ПРЕСС-РЕЛИЗ

ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА 2010/11

ОПЕРА

28, 29, 30, 31 октября, 2, 3 ноября 2010 г.
Вольфганг Амадей Моцарт
ДОН ЖУАН
Дирижер — Теодор Курентзис
Режиссер — Дмитрий Черняков

2, 3 декабря 2010 г.
Филипп Фенелон
ВИШНЕВЫЙ САД
Мировая премьера
(концертное исполнение)
Дирижер — Тито Чеккерини

19, 20, 21, 23, 24 июня 2011 г.
Николай Римский-Корсаков
ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК
Дирижер — Василий Синайский
Режиссер — Кирилл Серебренников

БАЛЕТ

14, 15, 16, 17, 18, 19 сентября 2010 г.
Лоран Гарнье
CREATION 2010
Хореограф — Анжелен Прельжокаж
Сценография Субод Губта
Мировая премьера

22, 23, 25, 26 декабря 2010 г.
Одноактные балеты

Том Виллемс
HERMAN SCHMERMAN
Хореография, сценография, свет и костюмы Уильяма Форсайта
Костюмы (Pas de deux): Джанни Версаче
Премьера в России

Игорь Стравинский
РУБИНЫ
Хореография Джорджа Баланчина
Костюмы Барбары Каринской
Премьера в Москве

В программу войдет также «Серенада» Джорджа Баланчина
(премьера в Большом театре состоялась в 2007 г.)

21, 22, 23, 24 апреля 2011 г.
Леонид Десятников
УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ
Хореограф — Алексей Ратманский
Дирижер — Теодор Курентзис
Мировая премьера

21, 22, 23, 24, 25 июля 2011 г.
Одноактные балеты

Джоби Телбот и Джек Уайт
CHROMA
Хореограф — Уэйн МакГрегор
Премьера в России

СИМФОНИЯ ПСАЛМОВ
на музыку Игоря Стравинского
Хореограф — Иржи Килиан
Премьера в России

В программу войдут также «Рубины» Джорджа Баланчина

Сезон 2010/2011
начнется с двух важнейших выступлений Большого театра за рубежом: гастроли оперной труппы театра на сцене мадридского Teatro Real со спектаклем ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН (7 — 12 сентября) и на прославленном Люцернском фестивале (15 сентября).

Важнейшим событием оперного сезона станет премьера оперы ДОН ЖУАН Моцарта (28 октября) в постановке Дмитрия Чернякова. За дирижерский пульт встанет Теодор Курентзис.

Продолжая традиции заказа и исполнения новой музыки в сезоне 2010/2011 в Большом театре состоится мировая премьера оперы современного французского композитора Филиппа Фенелона ВИШНЕВЫЙ САД в рамках празднования Года Франции в России (2 декабря).

Завершится оперный сезон премьерой оперы Римского-Корсакова ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК (19 июня) в постановке одного из лидеров театральной Москвы Кирилла Серебренникова. За дирижерским пультом — Василий Синайский.

Трижды в сезоне пройдут концерты оркестра Большого театра с участием дирижера Владимира Юровского (4, 12 и 13 октября).

Балетный сезон 2010/2011 года Большой театр впервые построит по тематическому принципу: сезон целиком посвящается музыке и хореографии XX и XXI века. Это естественное желание любого живого театрального организма — научиться ощущать стиль, манеру, нерв сегодняшнего дня и попробовать нащупать пульс завтрашнего.

Сезон откроется уникальной мировой премьерой — совместным проектом Большого балета и труппы Экс-ан-Прованс Анжелена Прельжокажа. Французский хореограф, исповедующий contempopary dance, прославился в сферах классических балетных театров постановкой в Парижской опере балета Le Park. В России получил известность с 1994 года, когда представил программу Hommage a Diaghilev, состоящую из его собственных реплик на знаменитые балеты дягилевской антрепризы. 2010 год объявлен Годом Франции в России и России во Франции. Новая постановка должна стать флагманским событием этого года в области культуры. Уникальность проекта заключается в том, что над новым спектаклем будут совместно работать 10 танцоров Большого театра и 11 танцоров театра Прельжокажа. Спектакль останется в репертуаре Большого театра и труппы Анжлена Прельжокажа. В качестве художника и композитора постановки Анжлен Прельжокаж привлек известнейших актуальных мастеров — Субода Губту (Subodh Gupta) и Лорана Гарнье (Laurent Garnier) соответственно.

22 — 26 декабря балетная труппа Большого театра покажет программу из балетов Баланчина и Форсайта.

РУБИНЫ Игоря Стравинского («Каприччио для фортепиано и оркестра») и Джорджа Баланчина представят неоклассический балет второй половины XX века.

Неомодернизм конца XX века будет представлен балетом выдающегося хореографа современности Уильяма Форсайта HERMAN SCHMERMAN (В разговоре о балете HERMAN SCHMERMAN Уильям Форсайт произнес: «Эту фразу — Herman Schmerman — я впервые услышал у Стива Мартина в фильме Dead Men Dont Wear Plaid. Мне кажется, что это прелестное название, которое не означает ровным счетом ничего. Балет тоже не значит ничего. Эта вещь просто о танце, который, обещаю, будет классным. Семь талантливых танцовщиков просто танцуют, и это хорошо, верно?»). Постановка балета HERMAN SCHMERMAN станет первым опытом сотрудничества Большого балета с Уильямом Форсайтом.

21 — 24 апреля Большой театр покажет вторую за сезон мировую премьеру — трехактный балет УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ. По заказу Большого театра партитуру пишет композитор Леонид Десятников. Балет ставит ныне один из самых востребованных хореографов мирового балетного театра, экс-худрук балета Большого, резидент-хореограф American Ballet Theatre Алексей Ратманский. Постановкой УТРАЧЕННЫХ ИЛЛЮЗИЙ Большой театр продолжит отечественную традицию создания полнометражных балетов-драм (авторы используют либретто, написанное в 1930-х годах по роману Оноре де Бальзака). Музыкальным руководителем постановки будет Теодор Курентзис.

Балетный сезон завершится программой из балетов МакГрегора, Килиана и Баланчина (21 июля).
«Рубины» Дж. Баланчина и «Симфония псалмов» И. Килиана являются общепризнанными хореографическими шедеврами ушедшего столетия. Что же касается балета «Chroma», это типичное дитя XXI века.
Балет CHROMA (композиторы Джоби Телбот и Джек Уайт) поставлен стремительно набирающим популярность британским хореографом Уэйном МакГрегором, создателем танцевальной компании Random Dance, оперным и драматическим режиссером, а также резидент-хореографом лондонского Королевского балета/Royal Ballet. Для Королевского балета он и был создан — в 2006 году, имел сенсационный успех в Лондоне и получил престижнейшую британскую театральную премию Лоуренса Оливье (номинация «Лучший современный балет»). «Chroma» ознаменует начало долгосрочного сотрудничества Большого с Уэйном МакГрегором, который в 2013 году поставит новый балет специально для Большого театра.

Вместе с солистами балета Парижской оперы балетная труппа Большого театра 8 декабря 2010 года завершит празднование Года Франции в России большим гала-концертом.

Центральным событием гастрольной зимы 2011 года станет визит балетной труппы Парижской оперы (6 — 27 февраля). Французские артисты представят знаменитый балет Анжелена Прельжокажа LE PARK, а также программу одноактных балетов.

Как и в прошлые сезоны, опера, балет и оркестр Большого театра ведут активную гастрольную деятельность: ведущие солисты балета в октябре 2010 года выступят в Японии; симфонический оркестр проведет два обширных турне по Венгрии, Германии, Австрии (апрель 2011 года) и по Великобритании (май 2011 года).

ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА 2011/12

ОПЕРА

ОСНОВНАЯ СЦЕНА
2, 3, 5, 6, 8, 9 ноября 2011 г.
Михаил Глинка
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА
Дирижер — Владимир Юровский
Режиссер — Дмитрий Черняков

ОСНОВНАЯ СЦЕНА
4, 5, 6, 7, 8 апреля 2012 г.
Рихард Штраус
КАВАЛЕР РОЗЫ
Дирижер — Василий Синайский
Режиссер — Стивен Лоулесс

ОСНОВНАЯ СЦЕНА
26, 27, 28, 29, 30 июня 2012 г.
Петр Чайковский
ЧАРОДЕЙКА
Дирижер — Александр Лазарев
Сценограф — Валерий Левенталь

БАЛЕТ

ОСНОВНАЯ СЦЕНА
6, 7, 8, 9 октября 2011 г.
Петр Чайковский
СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА
Хореография Мариуса Петипа в редакции Юрия Григоровича
Сценография Эцио Фриджерио

ОСНОВНАЯ СЦЕНА
5, 6, 8, 9, 10 мая 2012 г.
ВАЛЬСЫ БАЛАНЧИНА
Премьера в России

Сезон 2011/12 — первый сезон работы на двух сценах, Новой — и вновь открывшейся после реконструкции Основной сцене Большого театра. В течение всего сезона работа на Основной сцене театра будет вестись в двух направлениях — выпуск новых спектаклей и возвращение исторических спектаклей театра.

Через несколько дней после торжественного открытия Основной сцены 2 октября 2011 года театр представит первую премьеру сезона — постановку балета Чайковского СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА в редакции Юрия Григоровича (6 октября) и с новой сценографией знаменитого итальянского театрального художника Эцио Фриджерио.

Спустя месяц, 2 ноября, состоится премьера оперы Глинки РУСЛАН И ЛЮДМИЛА, музыкальным руководителем которой выступит Владимир Юровский, а режиссером и сценографом — Дмитрий Черняков.

Оперный сезон 2011/2011 включит также премьеру оперы Рихарда Штрауса КАВАЛЕР РОЗЫ (первое представление оперы за всю историю Большого театра), которая состоится на Основной сцене 4 апреля 2012 года. Премьеру подготовят дирижер Василий Синайский и режиссер Стивен Лоулесс.

26 июня на Основной сцене будет представлена премьера оперы Чайковского ЧАРОДЕЙКА, музыкальным руководителем которой будет Александр Лазарев, сценографом — Валерий Левенталь.

На Основной сцене планируется возобновление произведения, составляющего золотой фонд Большого театра, — оперы Мусоргского БОРИС ГОДУНОВ в режиссуре Баратова и сценографии Федоровского (1 декабря 2011), также оперы Верди ФАЛЬСТАФ в режиссуре Джорджо Стрелера и сценографии Эцио Фриджерио (26 января 2012).

Балетный сезон 2011/2012 помимо постановки СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ и возвращения на Основную сцену ЩЕЛКУНЧИКА Юрия Григоровича ознаменуется крупной балетной премьерой.

Премьерой балетного сезона на Основной сцене станет совместный проект Большого театра и нью-йоркского The Balanchine Trust — ВАЛЬСЫ БАЛАНЧИНА (5 мая 2012). В программу войдут три знаменитых опуса хореографа: двухчастный балет LIEBESLIEDER WALZER на камерную вокальную музыку Иоганнеса Брамса (премьера в России), LA VALSE на музыку Мориса Равеля, а также VIENNA WALTZES на музыку Иоганна Штрауса, Франца Легара и Рихарда Штрауса (премьера в России).

2 января 2012 года Большой театр отпразднует 85-летний юбилей выдающегося хореографа ЮРИЯ ГРИГОРОВИЧА.

Важнейшим событием первых месяцев функционирования Основной сцены Большого театра будут гастроли ведущих балетных, оперных и симфонических коллективов со всего мира — в частности, миланского театра La Scala.