Еще одна «суперигра» Большого — к нам пришел Прельжокаж!

07.05.2009

В пресс-конференции приняли участие генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, художественный руководитель балетной труппы Большого Юрий Бурлака, руководитель Балета Прельжокажа-Национального хореографического центра Экс-ан-Прованса, автор будущего спектакля Анжелен Прельжокаж, советник по культуре Посольства Франции в России Жан Люк Гоестер.

14,15,16,17 и 19 сентября 2010 г. в рамках года Франции в России и России во Франции на Новой сцене Большого театра состоится мировая премьера балета (предположительно под названием «Апокалипсис») в постановке выдающегося современного французского хореографа Анжелена Прельжокажа.

В 2007 г. Анжелен Прельжокаж приезжал в Москву и смотрел балетную труппу Большого театра с целью отобрать несколько танцовщиков для возможного участия в одной из постановок его собственной труппы. Большой балет произвел на него настолько сильное впечатление, что, отказавшись от первоначальной идеи, он предложил поставить новый балет, который стал бы совместной постановкой Большого театра и Балета Анжелена Прельжокажа (одного из 19 национальных хореографических центров Франции).

По инициативе дирекции Большого театра, поддержаной Посольством Франции в России, проект было решено осуществить в рамках культурной программы Российско-Французского — 2010-го — года.

В спектакле будут заняты артисты труппы Анжелена Прельжокажа и артисты балета Большого театра, отобранные самим хореографом. Репетиции начнутся в начале мая 2010 г. во Франции. Они будут проходить в Черном павильоне/Pavillon Noir (бетонное здание черного цвета, построенное для труппы Прельжокажа в г. Экс-ан-Провансе, где она базируется). В конце июня все артисты, занятые в постановке, приедут в Большой театр, где работа над спектаклем продолжится (с перерывом на трехнедельный отпуск).

14 сентября 2010 г. на Новой сцене Большого театра состоится премьера балета. Он будет показан здесь еще четыре раза — 15,16,17 и 19 сентября, а затем «переедет» во Францию. 23-30 сентября 2010 г. серия показов пройдет в рамках Лионской биеннале танца/Biennale de la danse de Lyon; 1-23 октября — в Париже на сцене театра Шайо/Theatre National de Chaillot), 24-31 октября — в Экс-ан-Провансе (Черный павильон/ Pavillon Noir), 3-5 ноября — в Монпелье. Кроме того, спектакль будет показан в Бордо и Тулузе, а также в Амстердаме (Нидерланды) и Брюсселе (Бельгия). Гастрольный тур должен быть завершен накануне католического Рождества. Но вполне вероятно, что в 2011 г. он будет возобновлен.

Что касается стационарной жизни этой постановки, то она станется в репертуаре и Большого балета, и Балета Прельжокажа: у каждой труппы будет свой собственный состав.

Для работы над балетом Анжелен Прельжокаж собрал команду известнейших мастеров актуального искусства. Музыку напишет Лоран Гарнье/Laurent Garnier — «крестный отец французской электроники, открывший миру новый звук Франции», по мнению французской музыкальной критики. Его книга «Электрошок: записки диджея», написанная в соавторстве с Давидом Бреном-Ламбером, переведена на многие языки, в том числе на русский (Спб, «Амфора», 2005 г.). В качестве сценографа дебютирует известный индийский художник Субодха Гупта/ Subodh Gupta.

Анжелен Прельжокаж (Angelin Preljocaj)
Один из самых известных ныне действующих хореографов. Художественный руководитель труппы современного танца — Балета Прельжокажа/Национального хореографического центра в г. Экс-ан-Провансе.
Родился в 1957 г. в семье албанских эмигрантов. Начинал заниматься классическим балетом, затем увлекся современным танцем. Занимался у Мерса Каннингема (Merce Cunningham) в Нью-Йорке (1980 г.). В 1982 г. был приглашен Домиником Багуэ (Dominique Bagouet) в его труппу в Монпелье. Там же и дебютировал как хореограф, поставив дуэт «Колониальное приключение» /«Aventures Coloniales» (премьера — в рамках Международного фестиваля современного танца в Монпелье). В 1984 г. решил начать работать самостоятельно. Его постановка "Черный рынок"/"Marche Noir" завоевала премию Министерства культуры Франции. В 1985 г. создал собственную труппу — Балет Прельжокажа в Шампиньи-сюр-Марн/Champigny-sur-Marne. С 1996 г. его труппа постоянно работает в г. Экс-ан-Провансе.
Один из наиболее известных его балетов — «Парк» на музыку В.А. Моцарта поставил в Парижской национальной опере (1994 г.). Неоднократно бывал в России. Московская публика видела его балеты «Ромео и Джульета» С. Прокофьева, «Весна священная» И. Стравинского, «Благовещение» на музыку С. Рой и А. Вивальди, «Времена года» на музыку А. Вивальди. Поставил свыше сорока балетов. Последняя показанная им премьера — балет «Белоснежка» на музыку Г. Малера — состоялась в 2008 г.

Лоран Гарнье (Laurent Garnier)
Специалист в области техно-музыки, известный французский продюсер и диджей. Родился в 1966 г. Дебютировал в качестве диджея в Манчестере (Великобритания) в конце 1980-х гг. В конце 1990-х начал также заниматься продюсированием, записав несколько виниловых дисков. Его первый «винил» — «Выстрел в темноте» — вышел в 1995 г., следующий — в 97-м. Среди его самых известных синглов — "Твердый бекон"/"Crispy Bacon" и "Человек с красным лицом"/"The Man with the Red Face". Среди его последних альбомов "Машина, которая делает облака"/"The Cloud Making Machine" и "Ретроспектива"/"Retrospective«.

Субодх Гупта (Subodh Gupta)
Художник, скульптур, автор инсталляций, перформансов, фотограф. Родился в 1964 г. в Хагауле (штат Бихар, Индия). В настоящее время живет в Нью-Дели. В качестве материала для своих работ часто использует специфические предметы быта современной Индии — такие, например, как нержавеющая посуда и т.п. Недавно его работы (инсталляция «Дорога домой» (2000 г.), скульптура «Голодные Боги» (2006 г.) экспонировались на выставке актуального искусства из коллекции Франсуа Пино, проходившей в Москве в галерее «Гараж».

А. Иксанов рассказал о том, в скольких интересных проектах намерен принять участие Большой театр в рамках «российко-французского» года и «за его пределами». Например, исполнить (в концертном формате) оперу «Вишневый сад», которая в настоящее время пишется известным французским композитором. Ударным пунктом программы, безусловно, станут и гастроли: Парижская опера посетит Москву (февраль 2011 г.) и Новосибирск (июнь 2010 г.), Большой выступит в Париже (май 2011 г.).

Ю. Бурлака напомнил о том, что балетные труппы Большого и Парижской оперы продолжают сотрудничать, не дожидаясь специально объявленного года: уже в конце мая с.г. на сцене Большого театра состоится масштабный вечер в честь столетия Сергея Дягилева, в котором наряду с артистами Большого балета примут участие парижские гости. Что касается совместной постановки Большого и Балета Прельжокажа, то ему очень приятно, что балетмейстер столь высокого ранга поставит балет в Большом театре. В этом проекте г-н Буралка видит продолжение тех тенденций развития труппы, что были заложены в последние пять лет, продемонстрировавшие, что Большой балет может быть силен не только в классическом репертуаре.

А. Прельжокаж рассказал историю возникновения замысла. Танцовщики такого высокого класса достойны специально созданной для них постановки — решил он. И стал искать тему. На данный момент она обозначена им довольно широко: предмет его исследования — «пространство» между тем самым Апокалипсисом, что срывает покрывы и обнажает все смыслы, и кризисом, что сейчас разразился в мире. В настоящее время идет кастинг, в котором участвуют пятьдесят артистов. Будет отобрано десять (в основной состав) обоего пола. Главный критерий отбора, по словам маэстро, — горячее желание танцовщика принять участие в этом проекте. «Большой театр напоминает колоссальную армию. И я хочу набрать отряд, который хотел бы выполнить особую художественную миссию».

Жан Люк Гоестер: «Мы бы очень хотели, чтобы именно в том духе, что несет этот проект, и развивались отношения наших двух стран».