Рыбакова – это была глыба, национальное достояние Большого театра, ходячая энциклопедия его истории, наш главный музейный экспонат, не хранитель, а самый настоящий ангел-хранитель нашего музея. С очень вздорным, сварливым характером, особенно в последние лет десять. Невозможная старуха, Наталья Петровна Голицына, Пиковая дама. «Ну, времена! Повеселиться толком не умеют. Что за манеры! Что за тон! И не глядела бы», – что-то в этом оперном духе мы частенько слышали из ее уст – и в первую очередь о работе ее непосредственных коллег, которые могли бы учиться и учиться у нее, перенимая бесценный опыт. Зато мы пользовались тем, что она знает дорогу к каждой полке, на которой отыщет любую папку, достанет и прокомментирует так, что чрезвычайно расширит наш кругозор (напомним, что большую часть своей жизни наш музей провел в неоцифрованном состоянии). Но мы все всегда знали, что ее любовь к Большому, тем «девчонкам», что поют, и «танцоркам», и тем, что пишут статьи и рыщут в музее в поисках нужных материалов, не оставляла ее, побуждая продолжать работать, приходить в театр и музей, пока есть силы, и трудиться во благо всем нам.
Но, конечно, в первую очередь она была связующим звеном между веками нынешним и минувшим. В те баснословные времена, когда она была прекрасная молодая женщина, в круг ее общения входили великие артисты золотого века Большого. Тем, что пели, она в соавторстве со своей подругой посвятила книгу – «Большой театр. Золотые голоса» (М., 2011). С одним из этих золотых голосов – Ириной Архиповой – она состояла в дружеских отношениях со своих студенческих лет. Великая певица отправляла ей открытки и письма чуть ли не из каждого гастрольного путешествия. От предложения подумать об издании этой переписки всегда отмахивалась: это личное. Но просто даже «зацепиться» за какой-нибудь повод, чтобы НЕ лишний раз напомнить о любимом своем Большом театре, была готова всегда. Так, например, в год собаки выпустила календарь, содержавший двенадцать фотографий великих с домашними питомцами «в обнимку» (туда попал даже Сергей Рахманинов, не только наш «автор», но и дирижер Большого).
Трудом ее жизни стала книга «Война и музыка» (Владимир, 2005) – собрание уникальных документов, фотографий, воспоминаний, рассказывающих о жизни и деятельности Большого во время Великой Отечественной войны. Так Людмила Дмитриевна, всегда одержимая идеей воздать дань, укрепить музейные связи с повседневностью, откликнулась на 60-летие Великой Победы. Пять лет спустя она дополнила и за свой счет переиздала этот сборник (М., 2010).
Людмила Рыбакова родилась 5 июля 1939 г. в поселке Георгиевка Луганской области. В 1963 г. окончила филологический факультет МГУ (была одной из любимиц преподававшего там тогда Владимира Лакшина). В 1964 г. стала работать в музее Большого театра на общественных началах. В конце 1966 г. поступила в музей на постоянную службу, которую оставила в 2017-м по состоянию здоровья. Имела звание заслуженного работника культуры РФ. Среди прочих знаков отличия – премия Попечительского совета Большого театра.
Мы скорбим и выражаем самые глубокие соболезнования родным и близким нашей Коллеги.
Последний визит в музей.