«Дирижер должен быть диктатором. Но не диктатором-держимордой, а … диктатором-миссионером, который способен убедить музыкантов в правоте своего замысла, заставить их поверить в свою инициативу, не отступая ни на йоту от своей генеральной линии».
Г. Рождественский
Один из крупнейших дирижеров XX века, педагог, пианист, композитор, исследователь. И вся эта обширная и плодотворная деятельность длилась шестидесяти лет! Многое связывало маэстро с Большим театром.
В 1951 г., будучи еще студентом, Геннадий Рождественский дебютировал в Большом (первым спектаклем стала «Спящая красавица» П. Чайковского) и был принят в стажерскую группу дирижеров. Затем влился в основной дирижерский «состав», а в 1965-70 гг. занимал пост главного дирижера Большого, который вновь вернул себе в сезоне 2000/01. А в период 1978-85 гг. регулярно дирижировал и балетными, и оперными спектаклями театра.
В Большом Геннадий Рождественский осуществил постановки опер «Человеческий голос» Ф. Пуленка и «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена (1965), «Оптимистическая трагедия» А. Холминова (1967), «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова (1976), «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича (1980 г.), «Обручение в монастыре» С. Прокофьева (1982), инициировал постановку оперы «Игрок» С. Прокофьева в первой редакции (2001, мировая премьера). Балет также никогда не уходил на периферию его внимания: Геннадий Николаевич был дирижером-постановщиком «Конька-Горбунка» Р. Щедрина (1960), «Щелкунчика» П. Чайковского (1966), «Кармен-сюиты» Ж. Бизе — Р. Щедрина (1967), «Спартака» А. Хачатуряна (1968), «Рыцаря печального образа» на музыку Р. Штрауса и «Эскизов» А. Шнитке (1985). И в целом, его репертуар в Большом был поистине безграничным.
За свою долгую дирижерскую карьеру Геннадий Рождественский выступал за пультом ведущих оркестров и музыкальных театров нашей страны и мира, был музыкальным руководителем Московского камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского (ныне Камерная сцена Большого театра) и главным приглашенным дирижером Заслуженного коллектива Республики Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии. Гигантскую работу проделал дирижер в сфере звукозаписи: его дискография насчитывает более семисот пластинок и компакт-дисков, среди которых – записи всех симфоний Л. ван Бетховена, Р. Шумана, И. Брамса, П. Чайковского, А. Бородина, А. Глазунова, А. Брукнера, Г. Малера, Я. Сибелиуса.
В сфере особых интересов маэстро всегда была современная музыка. На его счету более трехсот советских и российских, а также почти сто пятьдесят мировых премьер. А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов, Р. Щедрин, Г. Канчели и многие другие известные композиторы обязаны ему тем, что их музыка зазвучала, несмотря на все препоны и запреты. А еще благодаря Г. Рождественскому наша публика впервые познакомилась с рядом произведений Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, А. Дворжака, Р. Штрауса, Н. Мясковского, А. Онеггера, Л. Яначека, А. Цемлинского, А. Русселя, Б. Мартину…