Премьера «Носа» (1974 г.) была поистине исторической: спектакль стал не просто сенсацией, он подарил опере молодого Шостаковича второе рождение. Ведь считалось, что Шостакович написал слишком сложную, антиоперную музыку. В постановку «Носа» в Камерном театре не верил даже сам композитор. Борис Покровский рискнул поставить остросатирическую юношескую оперу и не ошибся: именно ей суждено было стать спектаклем-эмблемой театра.
Дмитрий Шостакович присутствовал на репетициях, а за дирижерским пультом стоял Геннадий Рождественский, который внес огромный вклад в триумфальное возвращение «Носа» на сцену.
Опера эта уникальна не только своим музыкальным языком, сложным и необычным для времени своего появления (1927-1928), но и монтажной драматургией — абсолютно новаторской для оперы тех лет. Эпизоды в ней сменяются с кинематографической скоростью, а на сцене появляются — сложно в это поверить —78 разных персонажей! Покровский мастерски выстроил динамичное действие, представив целую галерею характеров и типажей. Каждый артист в этом спектакле занят сразу в нескольких ролях — от двух до восьми.
«Я просто смотрел на Гоголя глазами Шостаковича…», — вспоминал Б. Покровский.