Ирине Архиповой посвящается

30.01.2020

Ирина Архипова – первая советская певица, ставшая настоящей звездой мировой оперы. У нее был редкой красоты голос – сильный, подвижный, с широким диапазоном и красочной, богатой тембровой палитрой. Он мог быть металлическим и бархатным, сверкающим и теплым, но всегда – совершенным. Певицу отличала безупречная интонация, тонкая музыкальность и невероятная артистическая чуткость.

Свой творческий путь она начала в Свердловском театре оперы и балета в 1954 г. Первой ролью, исполненной на профессиональной сцене, стала Любаша в «Царской невесте». О той самой, первой Любаше Ирины Архиповой, вспоминал Юрий Гуляев: «С первого же звука голоса певицы все преобразилось, ожило и заговорило. Архипова – Любаша пела: «Вот, до чего я дожила, Григорий», и это был такой вздох, протяжный и щемящий, такая правда, что я обо всем забыл; это была исповедь и рассказ, было откровение обнаженного сердца, отравленного горечью и страданием. В ее строгости и внутренней сдержанности, в умении владеть красками голоса с помощью самых лаконичных средств жила абсолютная доверчивость, которая волновала, потрясала и удивляла. Я верил ей во всем. … Я забыл, что это опера, что это сцена… Это была сама жизнь. Это было похоже на то состояние, когда кажется, что человек оторвался от земли, такое вдохновение, когда сострадаешь и сопереживаешь саму истину».

Практически сразу о молодой певице заговорили и в Ленинграде, и в Москве. И вскоре после победы на конкурсе вокалистов V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве, она получила приглашение в Большой театр.

В апреле 1956 г. Ирина Архипова дебютировала в Большом в партии Кармен. И эта партия сыграла в судьбе певицы особую роль. Именно Архипову выбрали в качестве партнерши итальянского гастролера – Марио дель Монако, когда он приехал в Большой в 1959 г.

«Зал гудел, как огромный улей, в возбуждении и ожидании», – вспоминала Ирина Архипова – «Как я пела и как звучала – этого я не помню… Акт кончился громом аплодисментов. Оркестр аплодировал стоя… В антракте на сцену прибежала супруга Марио дель Монако и обратилась с поздравлениями ко мне. Ее похвалы были для меня неожиданностью и, конечно, радостью. Заключительная сцена была произведена с таким трагическим накалом, что мне было очень трудно оставаться на сцене артисткой, и поэтому после занавеса я расплакалась».

Марио дель Монако: «У Ирины Архиповой есть и темперамент, и тонкая сценическая интуиция, и обаятельная внешность, и, конечно, отличный голос — меццо-сопрано широкого диапазона, которым она в совершенстве владеет. Она – замечательная партнерша. Ее содержательная, эмоциональная актерская игра, ее правдивая, выразительная передача всей глубины образа Кармен давали мне как исполнителю Хозе все, что было нужно для жизни моего героя на сцене. Она – по-настоящему большая актриса. Психологическая правда поведения и чувств ее героини, органически соединенная с музыкой и пением, проходя через ее индивидуальность, заполняет все ее существо».

Знаменитый тенор был настолько восхищен партнершей, что пригласил ее выступить с ним в Италии в следующем сезоне. Это был триумф. Итальянская пресса, обычно скупая на похвалы (особенно к иностранным исполнителям), захлебывалась от восторга.

«Перед нами очаровательная артистка утонченной чувствительности и ясного ума… Какие тонкие музыкальные оттенки способен воспроизводить ее голос… Восхищение вызвала эта новая трактовка у нас, у которых музыка в крови». («Паэзе»).

«Архипова наделена глубокой и волнующей музыкальностью... Голос удивительно свеж, подвижен, с широким диапазоном. Исполнительница покоряет живым, тонким и страстным темпераментом, проявляющимся и в звучании голоса, и в игре… Спектакль имел триумфальный успех». («Маттино»).

«Ирина Архипова владеет чудесной гаммой переходов от пианиссимо к форте, оттенками и филировкой, эти данные подкреплены чудесным исполнительским даром. Наделенная тонкой чувственностью, интеллектом и огромным мастерством, Архипова достойна того, чтобы ее имя было включено в галерею русским мастеров искусства, удививших мир». («Паэзе сера»).

Так началась мировая слава Ирины Архиповой. Она выступала в Италии, Великобритании, Франции, Австрии, Венгрии, Бельгии, Голландии, Польше, ГДР, Финляндии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, США, Канаде, Аргентине и Японии. Ей аплодировали в Ла Скала, театре Ковент-Гарден, Метрополитен-опере, Опере Сан-Франциско, театре Колон…

Больше тридцати лет прослужила певица в Большом театре, где исполнила практически весь репертуар для меццо-сопрано. Для нее не существовало «проходных» ролей. Дирижер Юрий Симонов вспоминал, как ее выход в небольшой партии Полины в «Пиковой даме» менял атмосферу всего спектакля. Казалось, что для певицы вообще нет «не подходящего» репертуара. Умоляющая о любви Амнерис, обворожительная Шарлотта, блистательная Марина Мнишек, борющаяся с собой и всем миром Дьячиха, жертвенная Марфа, страстная Эболи, трагическая Любовь, страдающая Азучена, загадочная Фрикка, демонически притягательная Графиня… Архипова считалась эталонной исполнительницей каждой партии, которую пела. Ее трактовки удивляли и восхищали. 

Ирина Архипова была прекрасным педагогом и активным музыкальным деятелем. Она преподавала в Московской консерватории, была председателем жюри вокальных конкурсов, возглавляла собственный фонд, который занимался поддержкой молодых исполнителей, организацией концертов, фестивалей и мастер-классов.  Великая певица до конца жизни открывала миру новые и новые голоса.