Памяти Елены Образцовой

20.07.2019

Природа подарила ей голос с неповторимым тембром и уникальным диапазоном, и невероятная способность передать через этот инструмент все грани характера каждой партии, способность заставить зал поверить и сопереживать ее героиням стала основным залогом будущих триумфальных побед. Сколько раз восторг публики просто останавливал действие на сценах великих оперных театров мира! Так случилось во время ее первых гастролей с Большим театром в Париже, где она пела Марину Мнишек, так произошло в Ла Скала в партии Гувернантки в «Пиковой даме» – образа, сделанного с Борисом Покровским и покорившего яркостью императорского воплощения. Там же, в Ла Скала, во время легендарного «Дона Карлоса» в день открытия юбилейного, 200-летнего, сезона, овации принцессе Эболи безнадежно выбили из временного графика мировую телевизионную трансляцию, свидетелями которой стали миллионы зрителей. Неистовая энергия Эболи-Образцовой побудила великого и ужасного Герберта фон Караяна на коленях уговаривать ее спеть на Зальцбургском фестивале…

А Метрополитен опера, где многотысячный зал после сцены судилища в «Аиде» более получаса стоя аплодировал дебютантке Амнерис, оправдывая ее «предательство» и проклиная жрецов. Ее Карменсита стала лучшей в Испании на фестивале, посвященном 100-летию оперы Бизе, событии, бесспорно, историческом. Шквал аплодисментов после финала той «Кармен» был похож на океанский шторм, в то время как «убитая» на сцене героиня не понимала, что произошло, подумав: «Какая глупость, такая молодая – и умерла!». Образцова тысячи раз проживала судьбу Кармен, и тысячи раз это было впервые, по-настоящему и непредсказуемо. И этот образ отнюдь не исключение, неповторимость каждой роли в каждом спектакле можно отнести ко всем ее партиям – Марфа, Любаша, Азучена, Шарлотта, Любава, Адальжиза, Ульрика, Юдит в «Замке герцога Синяя Борода», Леонора в «Фаворитке», Графиня в «Пиковой даме», Принцесса де Буйон, Далила, Сантуцца… Франко Дзеффирелли признался, что Елена Образцова стала потрясением его жизни наравне с Марией Каллас и Анной Маньяни, когда на съемках фильма «Сельская честь» она сделала невозможное.

Она пела с великими дирижерами – Карлосом Клайбером, Жоржем Претром, Валерием Гергиевым, Джеймсом Левайном, Лорином Маазелем, Риккардо Мути, Клаудио Аббадо, Юрием Темиркановым, Даниэлем Баренбоймом; выступала в ансамбле с легендарными певцами – Лучано Паваротти, Джоан Сазерленд, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерасом, Миреллой Френи, Ренатой Скотто, Альфредо Краусом, Карло Бергонци, Пьеро Каппуччилли – и этот список могут продолжить десятки прославленных имен.

Образцова покорила все величайшие сцены мира, но главным театром для нее всегда оставался Большой, давший возможность поверить в себя, создавший ощущение настоящего дома, в который всегда хочется возвращаться. На этих подмостках Елена Образцова, продолжая традиции русской оперной сцены и открывая новые страницы ее истории, создавала незабываемые спектакли вместе с плеядой великолепных певцов – Павлом Лисицианом, Зурабом Анджапаридзе, Галиной Вишневской, Бэлой Руденко, Владимиром Атлантовым, Тамарой Милашкиной, Юрием Мазуроком, Маквалой Касрашвили, Евгением Нестеренко, Зурабом Соткилавой – под руководством выдающихся дирижеров – Евгения Светланова, Геннадия Рождественского, Альгиса Жюрайтиса, Бориса Хайкина, Александра Лазарева, Юрия Симонова.

Елена Васильевна в одном из интервью как-то призналась: «Если меня вдруг спрашивают: «Сколько Вам лет?» – мне так и хочется сказать: «Тысяча!», – потому что я столько жизней прожила на сцене, что спрашивать о возрасте просто смешно. Господь даровал возможность пережить чувства тысячи персонажей на сцене, и я уверена, что эти знания помогают стать богаче душой и добрее. Театр – это великая тайна! Мы включаемся в судьбу своих героев со своими собственными знаниями и учимся у них же тем эмоциям, которые проживаем вместе с ними. Это громадное счастье, это мучительное страдание, это горе и радость, еще раз могу сказать, что это сладкая каторга! И чтобы этому никогда не было конца!»

Алексей Королев

Obraztsova-The Countess.jpg


«… Я должна Графиню представить не умозрительно, а чувственно… И никогда не пою ее просто так. Бесконечные ассоциации!.. Я с таким наслаждением пою Графиню, потому что как будто возвращаюсь в жизнь, в которой уже была…» 

Елена Образцова в партии Графини. Герман – Владимир Атлантов.
Фото: Георгий Соловьев.