Ave Майя!

05.06.2015

После экскурсии по богатейшим запасникам музея стороны обменялись дарами: г-жа Теффт подарила музею Большого театра альбом, посвященный творчеству выдающегося американского художника-стекловара Дэйла Чихули (люстра его работы красуется в здании ООН, инсталляции, имитирующие тропический лес, украшают помещение Спасо-хауса — резиденции посла США в Москве), а музей Большого театра наградил американское посольство альбомом «Московский императорский Большой театр в фотографиях» — великолепным образцом его музейно-издательской деятельности.

Г-жа Мариэлла Теффт, в частности, сказала:
«Для меня большая честь посетить этот замечательный музей и передать американские газеты. Мой муж и я были очень опечалены известием о кончине Майи Плисецкой. Эти газеты показывают, что она была легендой русского балета и выдающимся деятелем культуры. Майя Плисецкая — воплощение лучших традиций Большого театра. Как и миллионы людей по всему миру, я была поклонницей ее таланта.
Я восхищаюсь тем, как музей Большого театра сохраняет свою историю и традиции, и ценю возможность увидеть его экспозицию».

Музей Большого театра продемонстрировал, как тщательно он хранит историю и традиции и на примере, очень близком к предмету этой встречи: г-жа Харина показала г-же Теффт альбомы, содержащие феерические рецензии на гастрольные выступления Майи Плисецкой в США.

«Если кто-нибудь скажет вам, что артистка Большого балета Майя Плисецкая — самая замечательная из ныне танцующих балерин, лучше не говорите „нет“, не имея в запасе достаточно убедительных аргументов, потому что очень может быть, что таковой она и является... И есть две вещи в отношении ее, которые вовсе не подлежат обсуждению. Во-первых, она красивая женщина. Во-вторых, она затопляет сцену движением, подобно тому, как поворот соответствующей ручки на распределительном щитке затопляет сцену светом. Движение — вот настоящая правда ее искусства... Весь ее драматизм и страсть, остроумие и обольщение — просто-напросто топливо, дающее возможность передавать эти мощные мускульные ритмы в пространство — через пространство, и сверх него, и вокруг — чтобы в конце концов окончательно покорить и его, и нас...

Видеть тело, столь чуткое в каждую секунду к происходящему на сцене, столь творчески заряженное и настолько свободное от каких бы то ни было проблем, связанных с техникой, — это настоящее потрясение. А если к нему прилагается и еще столь покоряющая индивидуальность, это потрясает вдвойне. Ничего удивительного, что публика стонала от восторга, когда бы она ни появлялась. Спасибо, Никита Сергеевич!» — так писали в 1959 г .("Нью-Йорк Таймс«, 24 мая 1959 г.).

А вот цитаты из только что обретенных единиц хранения:
«Майя Плисецкая — одна из величайших балерин XX века и поистине олицетворение Большого театра на протяжении десятков лет» («Нью-Йорк таймс», 2 мая 2015 г.).
«Майя Плисецкая, одна из самых выдающихся балерин XX века, отождествлялась с Большим балетом ее родной России, но ее артистический огонь, магия индивидуальности и техническая виртуозность, не нуждаясь ни в каких словесных выражениях, находили отклик у зрителей всего мира» («Вашингтон пост», 3 мая 2015 г.).


Директор музея Большого Лидия Харина,
переводчик посольства США Билл Хопкинс,
супруга посла США в РФ Мариэлла Теффт.
Фото П. Рычкова.
Г-жа Теффт, неоднократно бывавшая в Большом, заверила, что и впредь будет с радостью посещать его спектакли.