"Оперных либретто, а не драм!"28.10.2016
Эта выставка станет центральным событием булгаковских торжеств в год 125-летнего юбилея замечательного писателя. Кураторы проекта из Музея Булгакова собрали вместе более семисот экспонатов из тридцати музеев, архивов, библиотек и частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Представлены уникальные материалы – рукописи, письма, рисунки, макеты театральных декораций, автографы, фотографии и даже документы ОГПУ.
Было принято решение – после необходимых идеологических поправок либретто – вернуть в советский обиход исполненную патриотизма классическую русскую оперу Глинки. Одновременно ставить две оперы на одну и ту же тему было, конечно, невозможно. Что касается Булгакова, ему, к тому же, пришлось в соответствии с должностными обязанностями вносить свою лепту в правку уже исправленного поэтом Городецким, режиссером Мордвиновым и дирижером Самосудом многострадального либретто барона фон Розена, прокладывая, таким образом, дорогу на сцену «Ивану Сусанину» в ущерб своим «Минину и Пожарскому». Постановка не состоялась. (Хотя в сокращенном виде эта опера исполнялась в Ленинградском радиокомитете, без публики, но транслировалась широко). Либретто оперы «Петр Первый» также писалось в расчете на Асафьеве, но тут дело не дошло даже до написания музыки. Опять вмешался комитет по делам искусств, вновь потребовавший переделок и «сдачи» ему либретто в обход Асафьева. Не была написана музыка и к опере «Рашель» по рассказу Мопассана «Мадемуазель Фифи». Это либретто Булгаков писал для Дунаевского, который сочинил только одну польку. Зато в качестве консультанта и «рирайтера» Булгаков трудился с большим успехом. Театр был завален беспомощными либретто, соответственно Булгаков – беспросветной работой. «Стоячий бунт» представляет собой примитивную пьесу, написанную плохим языком и с неудачным заглавием. Примеры погрешностей и нелепостей столь многочисленны, что выписывать их не представляется возможным < . . . >. Пьеса состоит из ряда растянутых, шаблонных сцен и заканчивается тягостной по безвкусице сценой повешения. Заключение: материал непригоден <. . .> консультант-либреттист ГАБТ М. Булгаков» (отзыв о пьесе Н. Алибеговой «Стоячий бунт»). Булгаков должен был читать даже приходившие самотеком «безымянные» либретто и более того, «сценарии» для драм! Резюме: «Вообще желательно, чтобы в оперный театр представлялись бы конспекты оперных либретто, а не драм!» Отзыв на конспект одного такого сценария - героической драмы «Сихотэ-Алинь» Дм. Щеглова представил на выставку в «Новый манеж» музей Большого театра. Еще один экспонат из Большого – письмо к Борису Асафьеву о посылке первого дополнения к либретто оперы «Минин и Пожарский». Выставка открыта с 28 октября 2016 г. по 9 января 2017 г. Адрес: Георгиевский пер., д.3 стр.3. Режим работы: вторник-воскресенье: 12:00–21:00, кассы до 20:30 понедельник - выходной Распечатать
|