"Оперных либретто, а не драм!"

28.10.2016

Эта выставка станет центральным событием булгаковских торжеств в год 125-летнего юбилея замечательного писателя. Кураторы проекта из Музея Булгакова собрали вместе более семисот экспонатов из тридцати музеев, архивов, библиотек и частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Представлены уникальные материалы – рукописи, письма, рисунки, макеты театральных декораций, автографы, фотографии и даже документы ОГПУ.

Часть экспозиции занимает воссозданная в пространстве «Нового манежа» третья московская квартира Булгакова, утраченная вместе со снесенным в конце 1970-х домом 3/5 в Нащокинском переулке. Она восстановлена по сохранившимся фотографиям, чертежам и воспоминаниям друзей писателя.

Вторая биография – это биография произведений Булгакова, в том числе их сценическая жизнь. Посетители, обещают организаторы, смогут даже заглянуть за кулисы двух театров, в штате которых работал Михаил Булгаков, - МХАТа и Большого.

Восемьдесят лет назад, завершив свой полный перипетий театральный роман с МХАТом, Михаил Булгаков поступил на службу в Большой театр. Он был принят в штат 10 октября 1936 г. на должность литературного консультанта и либреттиста. Но выполнял также и функции режиссера-ассистента. Ничто не происходит просто так, как считал сам Булгаков. Он знал и любил оперу, в молодости даже подумывал о карьере оперного певца. Петь не случилось, а вот поработать в музыкальном театре довелось. Хотя, к сожалению, новый театральный роман не оказался счастливым.

Михаил Афанасьевич написал четыре либретто. В работу включился сразу. Всего лишь через неделю после выхода на службу заключил договор о написании либретто для оперы Сергея Потоцкого «Черное море». За основу сюжета был взят эпизод из героической борьбы Красной армии за Перекоп. Постановка не состоялась.

По-настоящему интересной была работа над либретто оперы «Минин и Пожарский», которая велась в постоянном контакте с соавтором – Борисом Асафьевым. Эту оперу ждали, о том, как продвигается процесс и о его завершении, рапортовали газеты. И хотя председатель комитета по делам искусств Платон Керженцев с подачи своих клевретов написал длинный список необходимых переделок, «Минина» погубил не он, а «Сусанин».

Bulgakov-2.jpg


Было принято решение – после необходимых идеологических поправок либретто – вернуть в советский обиход исполненную патриотизма классическую русскую оперу Глинки. Одновременно ставить две оперы на одну и ту же тему было, конечно, невозможно. Что касается Булгакова, ему, к тому же, пришлось в соответствии с должностными обязанностями вносить свою лепту в правку уже исправленного поэтом Городецким, режиссером Мордвиновым и дирижером Самосудом многострадального либретто барона фон Розена, прокладывая, таким образом, дорогу на сцену «Ивану Сусанину» в ущерб своим «Минину и Пожарскому». Постановка не состоялась. (Хотя в сокращенном виде эта опера исполнялась в Ленинградском радиокомитете, без публики, но транслировалась широко).

Либретто оперы «Петр Первый» также писалось в расчете на Асафьеве, но тут дело не дошло даже до написания музыки. Опять вмешался комитет по делам искусств, вновь потребовавший переделок и «сдачи» ему либретто в обход Асафьева.

Не была написана музыка и к опере «Рашель» по рассказу Мопассана «Мадемуазель Фифи». Это либретто Булгаков писал для Дунаевского, который сочинил только одну польку.

Зато в качестве консультанта и «рирайтера» Булгаков трудился с большим успехом. Театр был завален беспомощными либретто, соответственно Булгаков – беспросветной работой.

«Стоячий бунт» представляет собой примитивную пьесу, написанную плохим языком и с неудачным заглавием. Примеры погрешностей и нелепостей столь многочисленны, что выписывать их не представляется возможным < . . . >. Пьеса состоит из ряда растянутых, шаблонных сцен и заканчивается тягостной по безвкусице сценой повешения. Заключение: материал непригоден <. . .> консультант-либреттист ГАБТ М. Булгаков» (отзыв о пьесе Н. Алибеговой «Стоячий бунт»).

Булгаков должен был читать даже приходившие самотеком «безымянные» либретто и более того, «сценарии» для драм!

Bulgakov-1.jpg
Резюме: «Вообще желательно, чтобы в оперный театр представлялись бы конспекты оперных либретто, а не драм!»

Отзыв на конспект одного такого сценария - героической драмы «Сихотэ-Алинь» Дм. Щеглова представил на выставку в «Новый манеж» музей Большого театра.
Еще один экспонат из Большого – письмо к Борису Асафьеву о посылке первого дополнения к либретто оперы «Минин и Пожарский».


Выставка открыта с 28 октября 2016 г. по 9 января 2017 г.
Адрес: Георгиевский пер., д.3 стр.3.
Режим работы:
вторник-воскресенье: 12:00–21:00, кассы до 20:30
понедельник - выходной