Прекрасная Елена и Жорж Великолепный

22.04.2015


«Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха. Эскиз декорации.
Авангардист, знаменитый театральный художник, сотрудничавший с Таировым («Принцесса Брамбилла», «Жирофле-Жирофля» и другие легендарные спектакли Камерного театра) и Русским балетом Дягилева (соавтор либретто и художник-постановщик балета «Стальной скок» С. Прокофьева — Л. Мясина), основатель самобытной теории происхождения стилей, исследовавшей влияние характера солнечного освещения на формирование культуры различных народов и ее стилистических особенностей, персонаж «Богемы» Рюрика Ивнева и «Романа без вранья» Анатолия Мариенгофа. Когда-то — на рубеже веков и в начале XX столетия — это имя гремело. А затем — во всяком случае, для более или менее широкой публики — несколько отодвинулось в тень. Впервые с 1975 г. Третьяковская галерея представляет настолько полную персональную выставку Жоржа Великолепного (или Прекрасного — так его воспринимала и называла артистическая богема).

Без участия Большого эта выставка была бы не полна, как сама история Большого — без Якулова. Всего один спектакль оформил он в Большом — «Прекрасную Елену» Ж. Оффенбаха, вплоть до 2010 г. (когда в Большом была поставлена «Летучая мышь») это был уникальный случай постановки оперетты в Большом театре (специально для нее либреттисты А. Арго и Н. Адуев, преимущественно сочинявшие скетчи для «синеблузников», написали новый текст либретто). Премьера состоялась 30 апреля 1924 г. на сцене филиала — незадолго перед тем отданного во владение Большому здания театра Солодовникова (бывшей Оперы Зимина). Режиссером-постановщиком был Борис Сушкевич, один из основателей и руководитель 1-й студии МХТ, артист, режиссер, педагог, постановщик ряда спектаклей в Москве и Ленинграде, вошедших в историю русского театра. Музыкальным руководителем постановки стал маэстро Николай Голованов.

«Главная идея Таирова (воспринятая им от А. Аппиа) — о первостепенности в работе театрального художника ритмической разработки „архитектуры“ сценического планшета как „пластической клавиатуры“ для движения актеров под аккомпанемент „музыки“ света и цвета и одновременно как основы сценографического образа обобщенного места действия, — получила свое разнообразное претворение в целом ряде спектаклей Большого театра. В том числе в работе Г. Якулова (автора ярко декоративистской и импровизационно-игровой сценографии музыкально-комедийных постановок арлекинадной линии репертуара А. Таирова) над опереттой „Прекрасная Елена“ Ж. Оффенбаха, премьера которой состоялась в 1924 г. на экспериментальной сцене театра. Развивая свою оригинальную версию эстетизированного конструктивизма (блистательно продемонстрированную двумя годами ранее в „жирофле-Жирофля“ у Таирова), Якулов создал единственный в истории декорационного искусства большого театра „аппарат для игры“. Функцию такого аппарата выполняла динамично вращающаяся на оси центрального столба игровая площадка с круто поднимающимися на нее винтовыми лестницами, по которым поднимались-спускались персонажи в гротесковых, ярких коллажно-игровых костюмах. Якулов в истории Большого театра стал одним из тех выдающихся художников, которые, хотя и всего единожды, подобно комете, проявлялись на его небосклоне, но оставляли свой существенный след».
Виктор Березкин, «Художники Большого театра».


«Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха. Эскизы костюмов.
На выставке представлено свыше 130 произведений: живопись и графика, эскизы театральных костюмов и декораций из собраний Государственной Третьяковской галереи, Национальной галереи Армении, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, музея Государственного академического Большого театра, Государственного литературного музея и частных собраний.

Экспозиция размещена в здании ГТГ на Крымском валу (д. 10). Залы №№ 80-82.
Проезд: станции метро «Парк культуры» или «Октябрьская», троллейбус «Б» или «10» до остановки «Парк культуры им. М. Горького».

Расписание работы:
с 10.00 до 19.30
кассы до 18.30
вход на экспозицию до 18.30
выходной — понедельник

Выставка будет работать с 22 апреля по 19 июля 2015 г.