Федор Федоровский. Легенда Большого театра

09.04.2014

Ни при жизни, ни после смерти легендарного художника не устраивалось его персональных выставок. Масштабная экспозиция, ставшая плодом сотрудничества Третьяковской галереи, музея Большого театра и Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, призвана привлечь интерес широкой публики к творчеству мастера, в мире театра отнюдь не забытого. Как известно, в Большом совсем недавно прошла премьера новой редакции «Царской невесты», для которой были заново переосмыслены и реконструированы декорации, созданные по его эскизам.

Из коллекции ГЦТМ им. Бахрушина представлены работы раннего периода творчества Федоровского. В 1907 г. он выиграл конкурс на оформление постановки оперы «Кармен» в Частной опере Зимина. Так он дебютировал в этом знаменитом московском театре, где оформил более десяти спектаклей, в том числе «Демона» А. Рубинштейна (1909 г.), «Чародейку» П. Чайковского (1913 г.), «Жизнь за царя» М. Глинки (1914 г.)

Музей Большого театра представляет работы, созданные начиная с 1913 г., когда художник участвовал в создании спектаклей дягилевской антрепризы в Париже и Лондоне. Из приглашенных Дягилевым художников Федоровский был самым молодым. Ему поручили написать декорации к опере «Хованщина» М. Мусоргского, музыка была сродни могучему художественному темпераменту Федоровского. Превосходный колорист, обладавший композиционно-пластическим образным мышлением, он преподал своим оформлением урок великолепного владения сценической живописью. Эскизы к «Хованщине» были раскуплены французскими музеями.


Эскиз костюмов к опере «Хованщина».
Стрелец и Дьяк. 1913 г.

Но большинство работ Федоровского, хранящихся в собрании музея Большого театра, разумеется, связаны с его работой как раз в Большом. В 1921 г. Федоровский был назначен заведующим художественно-постановочной частью, а затем дважды становился главным художником Большого театра.

Особое признание завоевали оформленные художником произведения русской оперной классики, однако в начале своей карьеры в Большом Федоровский успешно оформил восемь балетов и концертных номеров: «Танец Саломеи» и «Воинственный танец» (1921 г.), «Жизель», «Тщетная предосторожность», «Вечно живые цветы» (все — 1922 г.), «Грот Венеры», «Безделушки», «Испанское каприччио» (все — 1923 г.).

Эскиз декорации к балету «Тщетная предосторожность». 1923 г.

Единственный сохранившийся эскиз Федоровского к неосуществленной постановке балета «Лебединое озеро» (1921 г.) является замечательным образцом русского авангарда в театральном костюме. Балетная пачка Одиллии кажется составленной из крупных кристаллов, острые грани которых переливаются контрастными цветами. В эскизе этого костюма нет ни одной плавной линии, здесь царит геометрия кубизма.

Эскиз костюма Одиллии к балету «Лебединое озеро».
(постановка не осуществлена). 1921 г.

В 1922 г. состоялась премьера первой полномасштабной работы Федоровского на сцене Большого театра — оперы «Кармен», в декорациях которой он нарочито, с помощью крупных живописно-объемных форм, подчеркнул условную, зрелищную природу театрального спектакля. Он как бы переложил музыку Бизе на цвет, передав эмоции в чистых красках. Однако это решение вызвало недовольство критиков: «Вы не только не слышите ни одного отдельного певца, вы ничего не видите, кроме какого-то красочного аккорда, который на вас так давит, что вы ничего другого воспринимать уже не можете».

Эскиз декорации к опере «Кармен». Таверна. 1922 г.

Сформулированные к второй половине 20-х годов принципы театра массового действа диктуют Федоровскому и художникам его времени новые задачи в оформлении спектаклей на современную тему. В 1927 г. к 10-летней годовщине Октябрьской революции в Большом театре был поставлено два таких балета: «Красный мак» и одноактный балет «Смерч», перед которым шел апофеоз «Героическое действо» — аллегорическая оперная постановка со сложным оформлением, придуманным Федоровским. Декорация была задумана как плакат, в котором мысль выражена в нескольких экспрессивных образах, а вихреобразное движение толпы олицетворяет стихийность революции.


Эскиз декорации к «Героическому действу (10 лет Октября)». 1927 г.

Особенно ярко конструктивистские поиски Федоровского были выражены в оформлении оперы «Золотой петушок» (1931 г.). В этом геометрически решенном пространстве, в замене театральной живописи конструкцией художнику виделось воплощение нового «массового» искусства.

Эскиз декорации к опере «Золотой петушок». 1932 г.

С середины 30-х гг. Федор Федоровский и работавшие с ним режиссеры Владимир Лосский и Леонид Баратов утверждают на сцене Большого постановочный стиль «театра-гиганта, который необходим стране гигантов и должен во всем соответствовать грандиозности масштабов размаха социалистического строительства». Героико-монументальные работы художника отвечали требованиям новой эпохи и находили отклик у нового зрителя. Четырьмя спектаклями «большого стиля» были представлены на сцене Большого основные названия русской оперной классики — «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Хованщина».

Чтобы овладеть новыми приемами планировки трехмерного сценического пространства, усовершенствовать живописно-объемные принципы декорационных решений, художник, оформляя оперу «Борис Годунов» (1927 г.), уходит от реализма, обытовления, исторических подробностей. Федоровский трижды обращался к «Борису Годунову» (1927, 1946 и 1948 гг.), что во многом было определено его интересом к русской истории и желанием ставить оперы композиторов «Могучей кучки». При этом он всегда стремился сделать музыкальный театр эмоционально насыщенным.


Эскиз декорации к опере «Борис Годунов». Польский бал. 1927 г.

В редакции 1948 г. поистине блистательна, под стать ликующей музыке картины венчания Бориса на царство, живопись первого действия. Здесь блеск солнца, и сияют золотом купола Московского кремля и торжественные наряды.


Эскиз декорации к опере «Борис Годунов». Венчание на царство. 1948 г.

В последующие годы происходит заметный перелом в творчестве художника, особенно ярко проявившийся в оформлении оперы «Князь Игорь» (1934 г.), Декорации, решенные еще большими плоскостями и акцентами чистых цветов, сочетались с этнографически точными костюмами.

Эскиз декорации к опере «Князь Игорь». Затмение. 1934 г.

Федоровский в Большом прославился не только спектаклями, но и занавесами зрительного зала. Один был выполнен по его эскизам в 1937 г., второй — тот золотой, расшитый гербами Советского Союза, которым любовались несколько поколений зрителей Большого, — в 1955 г.

Макет занавеса Большого театра. 1951 г.
Федоровский вел обширную общественную деятельность, отличался недюжинными организаторскими способностями. С именем художника связано создание в Большом театре макетной мастерской, химико-красильной лаборатории, бутафорского, прядильного и других цехов. В 1918 г. именно Федоровский стал инициатором создания музея Большого театра, призывал отдавать в музей не только эскизы костюмов и декораций, но и лучшие образцы готовых костюмов и бутафории, на которых могли бы учиться молодые мастера. Сам художник оставил в музее театра обширную серию картонов, выполненных гуашью, углем, акварелью, сангиной, а также эскизов (холст, масло), относящихся преимущественно к 1933 и 1943 гг.

С 1918 г. на протяжении тридцати лет Федоровский оформлял главные торжественные мероприятия в Большом театре и на Красной площади. В 1936 г. художник создал рисунки и модели рубиновых звезд, установленных в 1937 г. на вершинах пяти Кремлевских башен. В годы войны руководил работами по маскировке Москвы от воздушных налетов. В 1951 г. ему было присвоено звание «Народный художник СССР». Он является единственным театральным художником, удостоенным пяти Государственных премий. В 1947 г. он стал также первым театральным художником, который удостоился звания академика и был избран вице-президентом Академии художеств СССР.