Федор Федоровский. Легенда Большого театра09.04.2014
Ни при жизни, ни после смерти легендарного художника не устраивалось его персональных выставок. Масштабная экспозиция, ставшая плодом сотрудничества Третьяковской галереи, музея Большого театра и Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, призвана привлечь интерес широкой публики к творчеству мастера, в мире театра отнюдь не забытого. Как известно, в Большом совсем недавно прошла премьера новой редакции «Царской невесты», для которой были заново переосмыслены и реконструированы декорации, созданные по его эскизам. Из коллекции ГЦТМ им. Бахрушина представлены работы раннего периода творчества Федоровского. В 1907 г. он выиграл конкурс на оформление постановки оперы «Кармен» в Частной опере Зимина. Так он дебютировал в этом знаменитом московском театре, где оформил более десяти спектаклей, в том числе «Демона» А. Рубинштейна (1909 г.), «Чародейку» П. Чайковского (1913 г.), «Жизнь за царя» М. Глинки (1914 г.) Эскиз костюмов к опере «Хованщина». Стрелец и Дьяк. 1913 г. Но большинство работ Федоровского, хранящихся в собрании музея Большого театра, разумеется, связаны с его работой как раз в Большом. В 1921 г. Федоровский был назначен заведующим художественно-постановочной частью, а затем дважды становился главным художником Большого театра. Особое признание завоевали оформленные художником произведения русской оперной классики, однако в начале своей карьеры в Большом Федоровский успешно оформил восемь балетов и концертных номеров: «Танец Саломеи» и «Воинственный танец» (1921 г.), «Жизель», «Тщетная предосторожность», «Вечно живые цветы» (все — 1922 г.), «Грот Венеры», «Безделушки», «Испанское каприччио» (все — 1923 г.). Эскиз декорации к балету «Тщетная предосторожность». 1923 г. Единственный сохранившийся эскиз Федоровского к неосуществленной постановке балета «Лебединое озеро» (1921 г.) является замечательным образцом русского авангарда в театральном костюме. Балетная пачка Одиллии кажется составленной из крупных кристаллов, острые грани которых переливаются контрастными цветами. В эскизе этого костюма нет ни одной плавной линии, здесь царит геометрия кубизма. Эскиз костюма Одиллии к балету «Лебединое озеро». (постановка не осуществлена). 1921 г. В 1922 г. состоялась премьера первой полномасштабной работы Федоровского на сцене Большого театра — оперы «Кармен», в декорациях которой он нарочито, с помощью крупных живописно-объемных форм, подчеркнул условную, зрелищную природу театрального спектакля. Он как бы переложил музыку Бизе на цвет, передав эмоции в чистых красках. Однако это решение вызвало недовольство критиков: «Вы не только не слышите ни одного отдельного певца, вы ничего не видите, кроме какого-то красочного аккорда, который на вас так давит, что вы ничего другого воспринимать уже не можете». Эскиз декорации к опере «Кармен». Таверна. 1922 г. Сформулированные к второй половине Эскиз декорации к «Героическому действу (10 лет Октября)». 1927 г. Особенно ярко конструктивистские поиски Федоровского были выражены в оформлении оперы «Золотой петушок» (1931 г.). В этом геометрически решенном пространстве, в замене театральной живописи конструкцией художнику виделось воплощение нового «массового» искусства. Эскиз декорации к опере «Золотой петушок». 1932 г. С середины Чтобы овладеть новыми приемами планировки трехмерного сценического пространства, усовершенствовать живописно-объемные принципы декорационных решений, художник, оформляя оперу «Борис Годунов» (1927 г.), уходит от реализма, обытовления, исторических подробностей. Федоровский трижды обращался к «Борису Годунову» (1927, 1946 и 1948 гг.), что во многом было определено его интересом к русской истории и желанием ставить оперы композиторов «Могучей кучки». При этом он всегда стремился сделать музыкальный театр эмоционально насыщенным. Эскиз декорации к опере «Борис Годунов». Польский бал. 1927 г. В редакции 1948 г. поистине блистательна, под стать ликующей музыке картины венчания Бориса на царство, живопись первого действия. Здесь блеск солнца, и сияют золотом купола Московского кремля и торжественные наряды. Эскиз декорации к опере «Борис Годунов». Венчание на царство. 1948 г. В последующие годы происходит заметный перелом в творчестве художника, особенно ярко проявившийся в оформлении оперы «Князь Игорь» (1934 г.), Декорации, решенные еще большими плоскостями и акцентами чистых цветов, сочетались с этнографически точными костюмами. Эскиз декорации к опере «Князь Игорь». Затмение. 1934 г. Федоровский в Большом прославился не только спектаклями, но и занавесами зрительного зала. Один был выполнен по его эскизам в 1937 г., второй — тот золотой, расшитый гербами Советского Союза, которым любовались несколько поколений зрителей Большого, — в 1955 г. Макет занавеса Большого театра. 1951 г. С 1918 г. на протяжении тридцати лет Федоровский оформлял главные торжественные мероприятия в Большом театре и на Красной площади. В 1936 г. художник создал рисунки и модели рубиновых звезд, установленных в 1937 г. на вершинах пяти Кремлевских башен. В годы войны руководил работами по маскировке Москвы от воздушных налетов. В 1951 г. ему было присвоено звание «Народный художник СССР». Он является единственным театральным художником, удостоенным пяти Государственных премий. В 1947 г. он стал также первым театральным художником, который удостоился звания академика и был избран вице-президентом Академии художеств СССР. Распечатать
|