Незабываемой и прекрасной

16.01.2022

Идеальные природные данные, отличная академическая выучка, свойственная петербургской школе балета, в сочетании с эмоциональной окрашенностью танца, присущей московскому балету, и незаурядное актерское мастерство позволили Людмиле Семеняке стать одной из самых блестящих балерин Большого театра в 70-90-е годы прошлого столетия.

Такая изящная и лучезарная, что вызывала сравнения со статуэтками севрского фарфора, и в то же время умевшая придать классическим партиям по-настоящему современное звучание, она поистине заслужила титул «прекрасная Семеняка» (так назвал ее в своих мемуарах Серж Лифарь).

С тем же успехом она может претендовать и на титул незабываемой. Совсем недавно автор портала CriticalDance.org Джерри Хокман, откликаясь на выступление некой молодой артистки Большого театра, высказался в том числе следующим образом: «Несколько месяцев назад я писал в одной из своих рецензий, что если хочешь понять, в каком направлении развивается труппа, сходи на дневной спектакль. Вчерашнее дневное представление лишний раз подтвердило это. Неизвестную (мне) балерину Большой назначил на ведущую роль. Это разожгло мое любопытство <…> я подумал, что есть нечто особенное в этой балерине, раз артистический менеджмент Большого подает ее таким заметным образом. Был у меня случай (давний), когда я решил рискнуть и посмотреть неизвестную мне на тот момент балерину, которую поставили на утреннике танцевать Аврору. На том спектакле, который я помню и по сей день, эта «неизвестная» балерина меня потрясла. Ее звали Людмила Семеняка» (2017).

Замечательная классическая балерина, она создала незабываемые образы во всех основных балетах наследия. Причем, ей удалось раздвинуть границы традиционных балетных амплуа, поскольку она одинаково успешно танцевала партии лирико- романтического, драматического и комедийного плана.

К числу ее лучших относятся главные партии во всех балетах П. Чайковского – Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Принцесса Аврора («Спящая красавица»), Мари («Щелкунчик»), заглавные партии в балетах «Раймонда» А. Глазунова и «Жизель» А. Адана, Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса). Не менее запомнилась Людмила Семеняка и в современном репертуаре. Значительную главу в ее творческой биографии составляют партии, исполненные в балетах Ю. Григоровича. Это Ширин («Легенда о любви» А. Меликова), Фригия («Спартак» А. Хачатуряна), Валентина («Ангара» А. Эшпая), Анастасия («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева), Катерина («Каменный цветок» С. Прокофьева), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева), Рита («Золотой век» Д. Шостаковича).

«Ее искусство имеет безупречную родословную, являясь частью живой традиции, которой положили начало знаменитые петербургские балерины XIX века», – эта оценка мастерства артистки принадлежит знаменитому английскому критику Клементу Криспу. В Большом театре Людмила Семеняка продолжала эту живую традицию, репетируя под руководством легендарных балерин и педагогов Галины Улановой и Марины Семеновой. Она сумела стать их достойной наследницей и на педагогическом поприще.