«Романсиада» Чайковского

04.10.2017

Романсы Петра Ильича Чайковского – лирический дневник великого композитора, раскрывающий перед слушателями картину его напряженной и сложной душевной жизни. Неслучайно он и писал их на протяжении всей своей жизни. Различны авторы и темы стихотворений, привлекших внимание Чайковского, неодинакова и степень художественной убедительности его романсов. Однако концепция камерно-вокальной музыки, сложившаяся у него еще в начале творческого пути, остается от опуса к опусу неизменной.

Чайковский принадлежал к тем композиторам, которые одним из главных достоинств любой музыки считали искренность и непосредственность передачи чувств. Отсюда исключительная лиричность и эмоциональная открытость каждого его романса. Это высказывание от первого лица, часто окрашенное в насыщенные эмоциональные тона. При этом вокальная музыка Чайковского сохраняет ту демократичность, что в принципе свойственна русскому романсу. Интонации городских романсов, органично вплетенные в авторские мелодии, делают сочинения Чайковского понятными и доступными даже неискушенному слушателю.

Среди поэтов, к творчеству которых обращался Чайковский, есть и очень известные имена – Афанасий Фет, Алексей Толстой, Алексей Апухтин, Алексей Плещеев, Лев Мей – и совершенно забытые ныне авторы. «Непривередливость» Чайковского в отношении качества поэтического текста еще раз подчеркивает то, что для композитора было важнее обнаружить в стихотворении определенное, близкое собственному настроение. Со стихотворным текстом Чайковский обращается весьма свободно, вводя в своих романсах повторы слов, фраз и даже вставляя новые фрагменты.

Многообразными ресурсами фортепиано Чайковский пользуется уверенно и с мастерством. Развернутые вступления и заключения, порученные инструменту, не менее значительны, чем те, что отданы вокалу.

Прозвучат романсы Чайковского «Не верь, мой друг…», «Слеза дрожит», «Горними тихо летела…», «Благословляю вас, леса» на стихи Алексея Толстого, «Растворил я окно», «Уж гасли в комнатах огни», Серенада («О дитя, под окошком твоим») на стихи Константина Романова, «Мы сидели с тобой», «Снова, как прежде, один» на стихи Даниила Ратгауза, «Забыть так скоро», «Ночи безумные» на стихи Алексея Апухтина, «Хотел бы в единое слово…», «Как наладили: “дурак”» на стихи Льва Мея, «На сон грядущий» на слова Николая Огарева, «Ни слова, о друг мой…» на стихи Алексея Плещеева.

В концерте участвуют солисты оперной труппы Большого Ольга Селивестрова (сопрано), Анна Бондаревская (меццо-сопрано), Иван Максимейко (тенор), Алуда Тодуа (баритон), Юрий Сыров (баритон), Рауф Тимергазин (баритон). Партия фортепиано – Семен Скигин.

Оксана Усова