Мир детства, детских игр и занятий долгое время не являлся объектом интереса композиторов. Иоганн Себастьян Бах сочинял легкие клавирные пьесы для своих учеников, также как и Вольфганг Амадей Моцарт - для своих, но все это была музыка, ориентированная на «взрослый», серьезный стиль и лишь изложенная на доступном для начинающих музыкантов уровне. Только с наступлением эпохи романтизма начинают появляться сочинения, в которых звучат специфически «детские» темы – игры, прогулки, сказки. Наиболее известные сборники фортепианных пьес для детей, появившиеся в XIX веке, – «Детские сцены» Шумана и «Детский альбом» Чайковского. Позже, на рубеже XIX-XX веков, аналогичные сочинения пишут Лядов, Гедике, Гречанинов. XX век был богат на детскую музыку, развитию которой способствовали успехи детской музыкальной педагогики. Одним из авторов, в чьем творчестве детская тема нашла блестящее воплощение, стал Сергей Прокофьев.
Самое известное произведение Прокофьева для детей – симфоническая сказка «Петя и волк», написанная в 1936 г. Инициатором ее создания стала Наталия Сац, родоначальница детского музыкального театра в России: она решила познакомить маленьких зрителей своего театра с симфоническим оркестром. Прокофьев с удовольствием откликнулся на ее предложение и за четыре дня написал пьесу для оркестра и чтеца на собственный текст, назвав ее симфонической сказкой.
События этой сказки развиваются весьма быстро и драматично. Юный пионер Петя, выйдя ранним утром на прогулку, встречает двух своих друзей – Птичку и Утку. Тут же неподалеку оказывается Кошка, собирающаяся утащить кого-нибудь из птиц. Петя успевает их вовремя предупредить, и Кошка остается ни с чем. В следующем эпизоде история принимает более опасный оборот: из леса выбегает Волк. Храброму Пете снова удается спасти друзей, поймав Волка в веревочную петлю. Как настоящий пионер Петя проявляет благородство по отношению к обидчику: пришедшим за Волком охотникам он предлагает отвести зверя в зоопарк. Несмотря на то, что сюжет получился оригинальным и увлекательным, он не был самоцелью для Прокофьева: «Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом». Композитор помнил о своей задаче – показать детям окраску голосов разных инструментов, поэтому каждому герою он определил свой собственный лейт-тембр. В результате, голоса оркестровых инструментов чудесным образом оживают: флейта становится юркой маленькой птичкой, гобой – важно крякающей уткой, а фагот – ворчливым дедушкой. За некоторыми персонажами закрепляется сразу группа однородных инструментов: благородного Петю изображает струнный квартет, хищного Волка – валторновое трио.
Симфоническая сказка Прокофьева быстро приобрела популярность и даже стала основой для нескольких мультфильмов, среди которых два советских и один – студии Уолта Диснея. И сейчас «Петя и волк» остается в числе произведений-«любимцев» как взрослых, так и детей. Этому служит, во многом, уникальность замысла Прокофьева. В академической музыке есть, пожалуй, еще только одно произведение, целенаправленно знакомящее слушателя с оркестровыми тембрами – «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» Бенджамина Бриттена.
Меньшей известностью, чем «Петя и волк», пользуется Детская сюита «Летний день» Прокофьева для камерного оркестра, хотя ее музыка так же свежа и красочна, как, впрочем, и вся музыка Прокофьева. «Детская сюита» состоит из семи номеров: «Утро», «Пятнашки», «Вальс», «Раскаяние», «Марш», «Вечер», «Ходит месяц». Уже их названия говорят о том, что Прокофьев здесь продолжает традиции Чайковского и Шумана, в циклах которых пьесы изображают день ребенка с момента пробуждения до наступления сна. Разделы сюиты разнообразны по жанру и характеру. Нежные пейзажные части обрамляют в ней жанровые номера («Пятнашки», «Вальс» и «Марш»), а в центре находится щемящая лирическая миниатюра («Раскаяние»).
«Петя и волк» и Детская сюита – произведения, предназначенные скорее для детского слуха, нежели для демонстрации исполнительских качеств. Но есть у Прокофьева и те, что как раз предназначены для исполнения детьми. В концерте прозвучат несколько из них: «Дождь и радуга» и «Прогулка» из «Детских пьес» для фортепиано и песни «Болтунья» и «Поросята» из «Трех детских песен».
В концерте примут участие Ксения Дежнева (сопрано), Юлия Мазурова (меццо-сопрано), Александр Праведников (фортепиано), Николай Мухаметов (фортепиано), Евгений Редько (чтец), Камерный оркестр Большого театра (дирижер Михаил Цинман).
Оксана Усова