«В романсах Глинки – целый мир впечатлений самых поэтических»
А.Н. Серов
В истории культурных связей России и Италии жизненный и творческий путь Михаила Ивановича Глинки представляет совершенно особую страницу. Более трех лет (1830-1833 гг.) великий русский музыкант пребывал в Италии; вобравши в себя вековой опыт искусства bel canto, познакомившись с новыми операми Беллини и Доницетти, он возвращается на родину, чтобы оперой «Жизнь за царя» проложить путь русской национальной композиторской школе.
Итальянские впечатления упали на благодатную почву – со второй половины 1820-х гг. Глинка становится известен как автор многочисленных романсов. В кругу петербургской художественной интеллигенции, в живом общении с Пушкиным, Жуковским, Грибоедовым, Дельвигом, Мицкевичем и Одоевским, на музыкальных вечерах графов Виельгорских, где выступают крупнейшие музыканты России и Европы, Глинка формируется как музыкант с глубоким, истинным осознанием своего таланта. Именно в камерной вокальной лирике он достигает творческой зрелости. Жанр романса сопровождал его и в дальнейшем – вплоть до последнего года жизни.
В программе вечера, который артисты Молодежной оперной программы Большого театра проведут совместно с гостями из молодежной академии Ла Скала (концертмейстеры Лука Маркосси и Паоло Троян), а также студенток Неаполитанской Клаудиа (Клаудиа Николь Калабрезе) и Венецианской (Урангоо Батбаяр) консерваторий, прозвучат двадцать пять романсов Глинки, написанные в разные годы. Публика услышит и ранний романс «Не искушай», который сам автор считал первым своим удачным творческим опытом, и итальянские канцоны, демонстрирующие прекрасное владение «чужим» музыкальным стилем (а также сочиненные в Италии «Венецианскую ночь» и «Победителя»); «пушкинский» шедевр «Я помню чудное мгновенье» и знаменитую балладу «Ночной смотр» на стихи Жуковского; написанные в период между «Жизнью за царя» и «Русланом» романсы из цикла «Прощание с Петербургом» на стихи Кукольника («Болеро», «Попутная песня», «Уснули голубые», «Рыцарскией романс», «К Молли») и две малороссийские песни на стихи В. Забилы («Не щебечи, соловейку», «Гуде вiтер»). Из поздних романсов прозвучат «Песнь Маргариты» (на русский перевод отрывка из «Фауста» Гете) и трагический монолог «Не говори, что сердцу больно» - последнее сочинение Глинки.
Организатор и ведуший концерта – один из крупнейших представителей концертмейстерского искусства, профессор Высшей школы музыки им. Г. Эйслера в Берлине и руководитель Дрезденского музыкального фестиваля, лауреат премии «Gramophone Award» и «Cannes Award» Семен Скигин.
Молодежную оперную программу Большого театра в концерте представят пятнадцать молодых артистов (Екатерина Морозова, Марианна Мартиросян, Анастасия Барун, Марта Данусевич, Василиса Бержанская, Евгения Асанова, Богдан Волков, Павел Валужин, Арсений Яковлев, Александр Киреев, Константин Сучков, Илья Кутюхин, Александр Рославец, Даниил Чесноков, Годердзи Джанелидзе), а также концертмейстеры Елизавета Дмитриева и Сергей Константинов.