У него и оркестр всегда пел!

21.01.2016

В 2016 г. исполняется 125 лет со дня рождения Николая Семеновича Голованова – дирижера, регента, композитора, пианиста. Трудно переоценить вклад, который он внес в отечественное музыкальное искусство ХХ века, но самые яркие страницы его жизни были связаны с Большим театром.

Окончив Синодальное училище и композиторский класс Московской консерватории, он проявил себя как выдающийся регент и подающий большие надежды композитор. В 1915 г. Голованов хормейстером поступил на службу в Большой театр, но уже четыре года спустя по настоянию труппы стал главным дирижером (!).

Сложной и драматичной была история его взаимоотношений с главным театром страны. И все же его жизнь и судьба неотделимы от Большого театра. Подвергнутый травле и обвиненный в «головановщине», он был уволен из театра в 1928 г. Ситуация почти повторилась в 1936 г. и еще раз, незадолго до его смерти – в 1953-м. Не все принимали дирижерскую манеру Голованова, его властную железную волю, «диктаторский» стиль работы с музыкантами. Но нельзя не признать, что с его именем были связаны главные творческие победы Большого в его «золотой период»: идущий до сих пор «Борис Годунов», «Садко», «Хованщина»… Пожалуй, именно в оперном жанре дирижерский дар Голованова развернулся во всей своей полноте. Выпускник Синодального училища, до мельчайших тонкостей изучивший сольное и хоровое пение, он добивался максимальной пластичности, «певучести» и оркестрового звучания – «оркестр у него всегда пел» (Е. Светланов).

В театре раскрылось и дарование Голованова – пианиста-концертмейстера. Выступления с женой, выдающейся певицей Антониной Неждановой и другими артистами были своего рода продолжением кропотливой, но захватывающей его работы с певцами на репетициях в театре. И может быть, неслучайно камерная вокальная музыка занимает важное место в композиторском наследии Николая Голованова.

Романсы и песни Голованова продолжают классическую традицию русской камерной музыки и являются своего рода связующей нитью между романсами Рахманинова и Метнера с одной стороны и лирикой Свиридова с другой. Именно Голованов первым написал музыку к стихам Есенина (цикл «Есениана»).

В концерте прозвучат романсы Голованова на стихи поэтов XIX столетия (А, Пушкина, Н. Некрасова, А. Майкова, А. Фета, А. Толстого, И. Никитина) и его современников (А. Белого, И. Северянина, М. Гальперина, К. Бальмонта, П. Потемкина, В. Волькенштейна). В заключение концерта будет исполнена сцена из оперы «Принцесса Юрата» - дипломной работы Н. Голованова, высоко оцененной экзаменационной комиссией консерватории.

Сочинения Николая Голованова исполнят солисты оперной труппы Анна Аглатова, народная артистка России Ирина Долженко, Агунда Кулаева, Евгения Сегенюк, Максим Пастер; приглашенный солист Василий Ладюк, а также солистка театра «Новая опера» Виктория Шевцова и солист Мариинского театра, народный артист Башкоркостана Аскар Абдразаков.

Партию фортепиано исполнит художественный руководитель творческих программ Музея-квартиры Н.С. Голованова, лауреат международных конкурсов, доцент консерватории Станислав Дяченко. Концерт, организованный Российским государственным музыкальным телерадиоцентром/ радиостанцией «Орфей», ведет заслуженная артистка России, главный режиссер центра Галина Власенок.