Людвиг ван Бетховен - композитор, вошедший в историю как первооткрыватель нового, «героического» стиля в музыке. Однако далеко не все его сочинения подпадают под это определение. В начале своего композиторского пути Бетховен еще был очень близок «уравновешенному» классицизму Моцарта и Гайдна, у которого он даже некоторое время учился. В концерте прозвучат произведения молодого Бетховена, написанные в конце XVIII - самом начале XIX века.
Первое по времени создания сочинение, вошедшее в программу, — концертная ария Ah! perfido для сопрано с оркестром. Она состоит из двух контрастных частей — медленного речитатива на стихи Пьетро Метастазио из его оперного либретто «Ахилл на Скиросе» и арии на стихи неизвестного поэта. Пьетро Метастазио (1698-1720) — знаменитый итальянский поэт и либреттист, автор популярнейших в свое время оперных текстов. Либретто «Ахилл на Скиросе» основано на эпизоде из древнегреческого мифа об Ахилле (Ахиллесе). По приказу матери, надеющейся уберечь Ахилла от участия в Троянской войне, герой живет на острове Скирос, переодетый в девушку. Грекам удается его отыскать и уговорить сражаться вместе с ними. Ахилл уже готов к отплытию с острова, когда вдруг появляется его тайная возлюбленная, Деидамия. Она молит его остаться с нею. Именно этот момент запечатлен в тексте, использованном Бетховеном. История оканчивается благополучно: царь Скироса разрешает разоблаченному Ахиллу жениться на Деидамии, после чего герой отплывает совершать очередные военные подвиги. В арии Бетховена отображен широкий спектр чувств, испытываемых влюбленной женщиной. Это и нежная мольба, и гнев, и надежда на счастливое разрешение напряженной ситуации. В первый раз ария была исполнена в 1796 г. в Лейпциге знаменитой певицей Йозефой Душек и с тех пор прочно вошла в репертуар «академических» певцов.
Романс для скрипки с оркестром фа мажор можно уподобить концертной арии, аналогичной Ah! perfido, только написанной для струнного инструмента. Не случайно название этой пьесы — романс — отсылает к вокальному жанру. Бетховен сочинил Романс фа мажор в 1798 г., в то время он сам занимался игрой на скрипке под руководством своего друга, выдающегося скрипача Игнаца Шупанцига. Произведение идет в небыстром темпе. Оно написано в форме рондо, в котором главенствует основная тема, звучащая на протяжении пьесы три раза. Именно эта тема вызывает ассоциации с вокальной музыкой: ее гибкая кантиленная мелодия с изящными украшениями могла бы быть вложена в уста благородного оперного персонажа.
К раннему периоду творчества Бетховена относится его Первая симфония, написанная в 1799-1800 гг. Бетховен посвятил ее своему другу и покровителю барону ван Свитену, много сделавшему для композиторов венской классической школы. Несмотря на внешнюю «обыкновенность» (четырехчастный цикл, состоящий из подвижных крайних частей, второй медленной части и менуэта), эта симфония уже готовит слушателю немало сюрпризов. Открывает ее медленное вступление, которое вместо традиционной настройки на тональность «блуждает» среди неустойчивых аккордов. Начало второй части также привлекает внимание — оно написано как фугато. Самой оригинальной, пожалуй, является третья часть. Она лишь по названию являет собой менуэт; на самом деле, это типичное бетховенское скерцо, шумное и веселое. Финал также начинается с очевидной шутки: после вступительного аккорда первые скрипки робко начинают играть гамму, причем сначала им «удается» сыграть только три звука, затем четыре, пять, шесть… И наконец, полная гамма в виде стремительного пассажа вводит в основной раздел финала, радостного и светлого.
Вскоре после того, как была написана Первая симфония (1800), к Бетховену обратился Сальваторе Вигано — один из крупнейших хореографов на рубеже XVIII и XIX веков — с просьбой написать музыку к спектаклю «Творения Прометея». Бетховен принял предложение, и в 1801 г. балет был поставлен. В основе балета – размышления о том, что есть человек и что делает человека человеком. Сюжет несколько отличается от древнегреческого мифа о титане Прометее. У Бетховена и Вигано Прометей создает двух первых людей — мужчину и женщину. Прометей рад удачно получившемуся творению, однако затем он обнаруживает, что люди не в состоянии ответить на его любовь, поскольку не имеют разума и чувств. Только после того, как бог искусства Аполлон и его музы проводят людей через испытания, они научаются любить и чувствовать. Балет завершается массовым торжественным танцем, тема которого позже войдет в финал Третьей – Героической – симфонии Бетховена. Так уже в ранней музыке, в «легком» балетном жанре Бетховен закладывает «зерна» своих будущих шедевров.
В концерте примут участие артистка Молодежной оперной программы Марта Данусевич (сопрано), солисты оркестра Александр Майборода (скрипка), Петр Кондрашин (виолончель) и Камерный оркестр Большого театра (дирижер Михаил Цинман).
Оксана Усова