То снова флейта слышится!

31.01.2020

Откроет вечер музыка Игнаца Йозефа Плейеля, композитора, известного не только творческим наследием, но также – и даже, пожалуй, в большей степени – своей предпринимательской деятельностью. Он стал основателем фабрики, производившей фортепиано. Она существует по сей день и носит его имя. Ранние годы Плейеля прошли в Австрии, где он в течение пяти лет был учеником прославленного Йозефа Гайдна и получал ежегодную стипендию от графа Ладислава Эрдёди – родственника покровителей Гайдна князей Эстерхази. Довольный успехами своего протеже, граф проспонсировал и дальнейшее обучение Плейеля: так он побывал на стажировке у лучших музыкантов Европы. С 1783 г. Плейель обосновался во Франции. Сначала служил капельмейстером в Страсбурге, а затем перебрался в Париж, где основал одну из самых успешных фирм по производству роялей в мире. Деятельность его имела невероятный коммерческий успех, из-за чего музыкант постепенно перестал сочинять. На фоне зарождающегося романтизма классицисткие опусы Плейеля несколько теряли популярность, однако их мелодическая красота и совершенство формы не дали им кануть в Лету. Так что и сегодня их можно время от времени услышать в концертных залах. В исполнении солистов оркестра Большого театра прозвучит Квартет для флейты и струнных си-бемоль мажор. Он имеет традиционную трехчастную структуру: сонатное allegro, элегантное центральное andante и игривое заключительное рондо. Интересно, что флейта здесь играет двоякую роль: являясь, с одной стороны, участницей общего ансамбля и «вплетаясь» в общую музыкальную ткань, она нередко выходит на первый план с эффектными пассажами, приближая это, казалось бы, сугубо камерное сочинение к жанру концерта.

Программу продолжит сочинение для такого же инструментального состава – флейтовый квартет Луиджи Боккерини, музыканта, имевшего при жизни не меньший успех, чем Игнац Плейель. Он оставил богатое наследие, состоящее из музыки практически всех существовавших тогда жанров, и стал своего рода предшественником венских классиков, в том числе, Моцарта. В его жизни важную роль играла исполнительская деятельность: Боккерини был одним из ведущих виолончелистов своего времени. Ему принадлежит множество сочинений для виолончели, получивших самое широкое распространение, однако и в произведениях для других составов, где она, казалось бы, не выходит на первый план, все же нередко получает весьма интересную, выделяющуюся из всех партию. Так и в нашем квартете: его первая часть, традиционное сонатное allegro, открывается миниатюрным, всего из нескольких тактов, вступлением, в котором дуэт составляют «солист» (флейта) и «серый кардинал» ансамбля (виолончель). Оно сразу же, «во первых строках» погружает слушателя в атмосферу волшебной легкости бытия, свойственную лишь величайшим сочинениям эпохи классицизма. Взаимодействие флейты и виолончели продолжается и в менуэте, и в подернутой легкой дымкой меланхолии медленной части. В блестящем финале Боккерини дает возможность «высказаться» и продемонстрировать свои виртуозные качества всем участникам ансамбля. Истинную красоту и завершенность форме придает появление краткой темы вступления в самом конце заключительной части: этот изысканный «взгляд в прошлое» переходит в завершающую сочинение великолепную коду.

Первое отделение завершит Серенада для флейты, скрипки и альта Макса Регера, одной из интереснейших и малоизученных фигур начала XX века. Объем его наследия поистине колоссален. Всегда склонный к монументальности замыслов, он начал свой творческий путь с работы в исконно немецких жанрах: Lieder, камерная, фортепианная и органная музыка; позже обратился к грандиозным оркестровым и хоровым полотнам. Деятельность Регера не ограничивалась композицией: он был также признанным дирижером, пианистом и органистом мирового уровня, а кроме того всю жизнь занимался исследованиями в области теории музыки, гармонии, формы и полифонии. Его творчеству во всех жанрах присущ особый интеллектуализм: внимание слушателя сразу приковывает блестящая, «ювелирная» проработанность фактуры и непрерывность гармонического и мелодического движения, в чем-то подобная «бесконечной мелодии» Вагнера. Все это можно сказать о Серенаде – непревзойденном образце камерной музыки первой четверти ХХ века.

Флейтовый квартет Вольфганга Амадея Моцарта – сочинение 1777 года. В это время молодой композитор путешествовал по Франции и Германии в поисках постоянного места работы. Заказ на ряд сочинений для солирующей флейты поступил от Фердинанда де Жана, флейтиста-любителя, с которым Моцарта познакомили общие друзья в Мангейме. Композитор согласился на выполнение заказа в первую очередь по финансовым соображениям: как это, увы, часто бывало и в дальнейшем, он испытывал серьезные материальные затруднения, а вознаграждение должно было окупить его поездку. Флейта не входила в число любимых инструментов Моцарта. Работа шла непросто, и сам композитор был недоволен собой, о чем писал своему отцу. Тем не менее… Или тем более интересно то, что Первый из трех написанных квартетов стал одним из величайших шедевров камерной музыки Моцарта. Его общий склад сочетает в себе изысканность и шарм стиля рококо с безупречной выделкой и глубиной чувства, свойственной немецкой школе. В крайних – быстрых – частях флейта проявляет себя как концертный инструмент. Исключительная техническая сложность и поражающие воображение фиоритуры сочетаются с превосходным запоминающимся мелодизмом. А вторая, медленная часть, явно предвосхищает одну из глубочайших лирических тем зрелого Моцарта – сицилиану из 23-го фортепианного концерта.

Завершит концерт настоящая музыкальная редкость – арфовый квинтет Эрнста Теодора Амадея Гоффмана, немецкого писателя-романтика, сказочника, художника и композитора. Из уважения к великому В. А. Моцарту он сменил данное ему при рождении среднее имя «Вильгельм» на «Амадей». Статьи о музыке он писал под псевдонимом, который стал для него своеобразным альтер эго, – Иоганн Крейслер. Его непростой и полный неожиданных поворотов жизненный путь лег в основу сюжета оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана», а литературные произведения вдохновили композиторов на сочинения, ставшие знаковыми в музыке эпохи романтизма (в том числе «Крейслериана» для фортепиано Р. Шумана и балет «Щелкунчик» П. Чайковского). Из его музыкальных сочинений наиболее значительной считается опера «Ундина», но не меньший интерес представляют и его камерные сочинения. Среди них и Квинтет для арфы, флейты, скрипки, альта и виолончели до минор, который прозвучит в сегодняшнем концерте. К флейте и струнным Гофман добавляет арфу, которая придает звучанию поистине волшебный характер.

В концерте примут участие Станислав Ярошевский (флейта), Светлана Микляева (скрипка), Дина Жукова (альт), Степан Худяков (виолончель) и Елизавета Симоненко (арфа).

Ведущая – Ирина Башкирева.

Наталия Абрютина