Шубертиана

27.01.2019

Трудно переоценить значение песни, говоря о творчестве Франца Шуберта. Это не просто жанр, обладающий абсолютным численным превосходством в его наследии. «Песенность» –еще и то особое качество, что является определяющим у большинства его инструментальных сочинений.

В нынешнем концерте, посвященном вселенной под названием «Шуберт», прозвучат три произведения для струнных инструментов.

Два си-бемоль мажорных трио относятся к раннему периоду творчеству композитора. Несмотря на то, что Шуберт, несомненно, «открыл» своей музыкой удивительную и многогранную эпоху романтизма, время его жизни практически совпадает с временем жизни «титана» классицизма – Людвига ван Бетховена: Шуберт ушел из жизни в 1828 г., Бетховен – на год раньше. Более того, в одно и то же время они оба жили в Вене, а одним из их общих учителей был Антонио Сальери. История искусства нелинейна, и границы эпох не могут быть поняты буквально. Так или иначе, но в музыке Шуберта – при всей новизне его творческого мышления – очень многое связано с искусством венских классиков. Первое трио – ему дан номер D.471 – на первый взгляд, легко принять за музыку классической эпохи. Оно не было закончено: в нем лишь две части – сонатное allegro и лирическая медленная часть. В первой части индивидуальный облик Шуберта создается едва уловимыми штрихами – внезапно промелькнувшими далекими гармониями или неожиданно протяженной и задушевной мелодической линией. Миниатюрная вторая часть при всей своей «неромантической» сдержанности и лаконичности уже абсолютно «шубертовская». В ней уже брезжит тихим нездешним светом «шубертовский мажор» – почти неосязаемый, но «теплый», как улыбка сквозь слезы, и серьезный, как взгляд ребенка.

Второе трио – D.581 – также вызывает ассоциации с музыкой Моцарта и Гайдна, но уже представляет собой полный цикл из четырех частей: классическое сонатное Allegro, Andante, менуэт и финал в традиционной форме рондо с «улыбчивой» песенной темой. Лишь отдельные краткие эпизоды выдают романтическую направленность, которая уже скоро завладеет всем миром: таинственный средний раздел Andante, в котором на каноническое проведение темы в одноименном миноре накладывается зыбкий, мерцающий фон фигураций виолончели и неожиданные «омрачения» бодрой начальной темы в финале.

В отличие от двух трио ля-минорный струнный квартет относится к позднему периоду, но его образный мир очень близок к одной из ранних песен Шуберта – балладе «Маргарита за прялкой» на слова Гёте. Эта связь настолько тесна, что самые первые такты квартета почти точно повторяют музыкальную ткань сопровождения песни, а появляющаяся вскоре главная партия также напоминает мелодию баллады. Основная тема второй части заимствована Шубертом из другого своего сочинения – музыки к пьесе «Розамунда». Своей безыскусной повествовательностью тема Andante напоминает народную мелодию. Несмотря на то, что в одной из строф возникает разработочный эпизод драматичного характера, вся часть остается в русле спокойной и меланхоличной песенности. Материал третьей части (Менуэта) также заимствован Шубертом у Шуберта – взят из песни «Боги Греции» на стихи Ф. Шиллера. Первые такты, перекликающиеся с песней, звучат мистически неопределенно, создавая образ далекого, таинственного и навсегда утерянного мира.

Финал квартета многим обязан венгерскому фольклору, но его танцевальные мелодии не звучат «напрямую» – скорее как далекое воспоминание или милая сердцу, но призрачная иллюзия.

В концерте принимают участие Теймур Усубов, Гульнур Кунакбаева (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Степан Худяков и Борис Лифановский (виолончель).

Наталия Абрютина