Великие квинтеты

20.01.2019

Струнный квартет – один из наиболее сложных и изысканных жанров ансамблевой музыки. Его происхождение – сугубо камерное: Йозеф Гайдн сравнил квартет с разговором четырех собеседников, равно умных и благородных. От этой камерности и проистекает особая проникновенность и философичность звучания этого инструментального состава, с неброскими и сдержанными, на первый взгляд, но глубокими эмоциями. Владение жанром струнного квартета стало своего рода мерилом мастерства композитора, и почти все сколько-нибудь значительные авторы оставили произведения, написанные в этом жанре. Однако некоторые позволяли себе смелый эксперимент: расширяли традиционный, идеально сбалансированный струнный состав, вводя дополнительный сольный духовой инструмент, совершенно иной природы, а потому сильно выделяющийся, но придающий новые краски и эмоциональные акценты.

В нынешнем концерте прозвучат два квинтета с участием одного из самых выразительных, подвижных, темброво и эмоционально богатых инструментов оркестра – кларнета. Сплетение напряженно-концентрированного звучания струнного квартета и мягкого, обволакивающего и в то же время воздушного, возвышенного «голоса» кларнета создает совершенно особый, ни на что не похожий звуковой колорит. Этому инструменту, среди духовых уступающему в подвижности лишь флейте, доступны и широкие пассажи, и экспрессивная декламация, и проникновенное кантиленное «пение» – темное, «грудное» в низком регистре и подобное человеческому голосу в среднем. Оба квинтета, с которыми предстоит познакомиться слушателям, были вдохновлены тесным сотрудничеством их авторов с выдающимися исполнителями.

В первом отделении прозвучит квинтет В.А. Моцарта, который венский гений писал в расчете на своего друга – кларнетиста Придворного императорского оркестра Антона Штадлера (для него же был написан и Концерт для кларнета с оркестром ля мажор, один из последних шедевров композитора – предпоследнее место в каталоге сочинений Моцарта). По воспоминаниям современников, игра Штадлера отличалась исключительной выразительностью, техническим совершенством и красотой тона, подобной человеческому голосу. Помимо того, что прекрасно владел инструментом, он внес в его конструкцию некоторые технические изменения: благодаря особой насадке в нижней части диапазон кларнета в нижнем регистре увеличился до ноты «до» малой октавы (позднее такой тип инструмента получил название «бассет-кларнет»). Такой кларнет был большой редкостью, и если бы не Штадлер, его партии у Моцарта наверняка были бы иными. Фантазию Моцарта явно «подстегивали» и необычность инструмента, и исполнительская индивидуальность Штадлера, сочетавшая безукоризненную технику и особую лирическую экспрессию. Самое первое «появление» солиста в квинтете происходит в блестящем каскаде эффектнейших пассажей главной партии. А прекрасная побочная тема, соло в которой также «подарено» кларнету, по пластичности и красоте, возможно, не имеет себе равных в музыке всего XVIII века. При этом именно его тембр одушевляет ее теплом истинной вокальной, почти речевой, человеческой интонации. Сонатное allegro сменяет медленная часть в духе арии, где кларнет солирует, порой напоминая одухотворенное пение и даже хоровую молитву. Третья часть – традиционный менуэт с двумя трио: в менуэте ансамбль звучит собранно и однородно, а в обоих трио кларнет вновь выходит на первый план, переливающимися арпеджированными пассажами перекликаясь с первой частью. Венчает цикл тема с шестью вариациями, последняя из которых составляет с началом части тематическую арку.

Камерная музыка Иоганнеса Брамса – одна из важнейших сфер его творчества, особенно ему близкая. Всего он оставил двадцать четыре крупных камерно-инструментальных цикла, с участием фортепиано и без: среди них скрипичные и виолончельные сонаты, знаменитый фортепианный квинтет, трио, квартеты, квинтеты и секстеты. Среди них выделяется Квинтет для струнных и кларнета си минор. Он относится к позднему периоду творчества композитора (год создания - 1891) и в некоторой степени обозначил собой перелом. К тому моменту Брамс находился «в тупике»: за предшествовавший год он не создал ни одного крупного произведения и всерьез задумывался о прекращении композиторской деятельности. Спасением стала встреча с кларнетистом Рихардом Мюльфельдом – замечательным исполнителем, удостоенным Королевской Баварской золотой медали короля Людвига. Помимо Брамса, ему посвящали свои произведения многие другие композиторы того времени. Для Мюльфельда Брамс написал четыре сочинения с участием кларнета, среди которых особенно выделяется си-минорный квинтет.

В этом сочинении мастерски использованы художественные и технические возможности кларнета. В исполнительской манере Мюльфельда Брамса особенно привлекали мягкость, лиричность, трепет. «Fräulein-Klarinette» («фройляйн» - юная девушка) – так отзывался о ней композитор. Эта составляющая природы инструмента и определила общую направленность образов Квинтета: в нем преобладает песенно-лирическое, элегическое начало.

Четыре части квинтета объединены общей интонацией уменьшенной кварты – изломанного, «напряженного» интервала, который впервые появляется в главной теме первой части и «замыкает круг» в финале, где она становится основой для темы вариаций. Вторая часть – нежная и хрупкая колыбельная, взгляд в будущее, отчасти напоминающий музыку квартета чешского композитора Леоша Яначека «Личные письма», последнего его сочинения, написанного в возрасте восьмидесяти лет и связанного с его платонической любовью к женщине, ставшей адресатом его писем (третья часть квартета часто интерпретируется как колыбельная для сына, которого у них не было и не могло быть). Третья часть квинтета Брамса имеет традиционные для этой части цикла скерцозные черты, но выраженные через призму, во-первых, элегической песенности, а во-вторых, настроения трагического излома, характерного для всего мироощущения Брамса.

В концерте примут участие Алексей Богорад (кларнет), Михаил Цинман и Александр Майборода (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Петр Кондрашин (виолончель).

Наталия Абрютина