Струнный квартет – один из наиболее сложных и изысканных жанров ансамблевой музыки. Его происхождение – сугубо камерное: Йозеф Гайдн сравнил квартет с разговором четырех собеседников, равно умных и благородных. От этой камерности и проистекает особенная проникновенность и философичность звучания этого инструментального состава, с неброскими, но глубокими эмоциями. Владение жанром струнного квартета стало своего рода «эмблемой» мастерства композитора, и почти все сколько-либо значительные авторы оставили произведения, написанные в этом жанре. Однако некоторые позволяли себе смелый эксперимент: расширяли традиционный, идеально сбалансированный струнный состав, вводя дополнительный сольный духовой инструмент, совершенно иной природы, а потому сильно выделяющийся, но придающий новые краски и эмоциональные акценты. В концерте прозвучат два таких «экспериментальных» сочинения: квинтеты Антонина Рейхи (с фаготом) и И. Брамса (с кларнетом).
Чешскому музыканту начала XIX века, современнику Бетховена Антонину Рейхе (1770-1836) при жизни не сопутствовала удача: ему не удалось, несмотря на многочисленные переезды и странствия, стать успешным и оцененным по достоинству композитором. Несмотря на непростые обстоятельства, он получил великолепное образование, но его многочисленные музыкальные опусы, которые сам Бетховен находил слишком экспериментальными и даже революционными, из-за своего интеллектуализма и новизны не нашли путь к сердцам публики. Не стали они широко известными и после его смерти. В отрочестве Рейха, ставший после смерти отца воспитанником дяди, который был скрипачом и композитором, начал заниматься музыкой под его руководством. В возрасте пятнадцати лет он побывал вместе с дядей в Бонне, где познакомился и подружился с Бетховеном и заинтересовался композицией. Сочинять музыку он начал втайне от дяди, который, как ни странно, этого не одобрял. Под влиянием Бетховена уже в семнадцать лет он написал свою первую симфонию. В дальнейшем Рейха вел насыщенную жизнь, одновременно занимаясь своим образованием, сочиняя музыку и зарабатывая на жизнь как концертирующий музыкант. Надеясь стать успешным оперным композитором, на рубеже веков он перебрался в Париж, где, однако, осуществить свое намерение ему не удалось. Покинув Париж, он обосновался в центре европейской музыкальной жизни – Вене, где, уже тридцатилетний, продолжал усердно учиться у крупнейших музыкальных педагогов эпохи – Альбрехтсбергера и Сальери; ряд консультаций ему удалось взять и у самого Йозефа Гайдна. После начала Наполеоновских войн Рейха был вынужден покинуть Вену и в 1803 г. вновь отправился «штурмовать» театральные подмостки Парижа. Из многочисленных написанных им опер три все же были поставлены, а настоящее признание Рейха наконец получил как блестящий теоретик и педагог. Его трактат по композиции вскоре вошел в число стандартных учебников Парижской консерватории, а среди его учеников в разное время были Гектор Берлиоз, Шарль Гуно, Ференц Лист, Сезар Франк и многие другие одаренные композиторы.
Музыка А. Рейхи была невероятно смелой для своего времени и по музыкальному языку опережала все, что существовало в искусстве в начале XIX века. Так, написанные в Вене Тридцать шесть фуг для фортепиано представляли собой иллюстрацию к новой системе написания полифонической музыки, которую разработал он сам, и включали не только сложнейшие многотемные фуги (от двух до шести тем (!), но также фуги, написанные в несимметричных размерах, полиритмические фуги, фуги на темы с огромным мелодическим диапазоном. Кроме того, ему принадлежит и трактат с упражнениями для пианистов, включавший столь же экстравагантные примеры, от полиритмии и полиметрии до политональности. Особенный интерес Рейха испытывал к духовым инструментам, фактически он стал первым среди композиторов, серьезно занявшихся духовыми в качестве полноценных «солистов». В концерте прозвучит квинтет Рейхи для струнных и фагота – необычный по звуковому колориту состав, практически не имеющий аналогов в музыкальной литературе.
Камерная музыка Иоганнеса Брамса – одна из важнейших сфер его творчества, особенно ему близкая. Всего он оставил двадцать четыре крупных камерно-инструментальных цикла, с участием фортепиано и без: среди них скрипичные и виолончельные сонаты, знаменитый фортепианный квинтет, трио, квартеты, квинтеты и секстеты. Среди них выделяется Квинтет для струнных и кларнета си минор. Сочетание струнного квартета с кларнетом привлекало не одного Брамса: подобные составы можно найти у венского классика В. А. Моцарта, раннего немецкого романтика К. М. фон Вебера, позднего романтика М. Регера. Особый колорит создается сплетением напряженно-концентрированного звучания квартета и мягкого, обволакивающего, но в то же время воздушного, возвышенного «голоса» кларнета. Квинтет Брамса относится к позднему периоду его творчества (он написан в 1891 г.) и в некоторой степени является переломным. К тому моменту Брамс находился «в тупике»: за предшествовавший год он не создал ни одного крупного произведения и всерьез задумывался о прекращении композиторской деятельности. Спасением стала встреча композитора с кларнетистом Рихардом Мюльфельдом – замечательным исполнителем, удостоенным Королевской Баварской золотой медали короля Людвига. Помимо Брамса, ему посвящали свои произведения многие другие композиторы того времени. Для Мюльфельда Брамс создал четыре сочинения с участием кларнета, среди которых особенно выделяется наш квинтет.
В этом квинтете Брамс мастерски использует художественные и технические возможности кларнета. Этому инструменту, среди духовых уступающему в подвижности лишь флейте, доступны и широкие пассажи, и экспрессивная декламация, и проникновенное кантиленное «пение» – темное, «грудное» в низком регистре и подобное человеческому голосу в среднем. В исполнительской манере Мюльфельда Брамса особенно привлекали мягкость, лиричность, трепет. «Fräulein-Klarinette» (фрейлен-кларнет) – так отзывался о нем композитор. Эта составляющая природы инструмента и определила общую направленность образов Квинтета: в нем преобладает песенно-лирическое, элегическое начало.
Четыре части квинтета объединены общей интонацией уменьшенной кварты – изломанного, напряженного интервала, который впервые появляется в главной теме первой части и «замыкает круг» в финале, где она становится основой для темы вариаций. Вторая часть – нежная и хрупкая колыбельная, взгляд в будущее, отчасти напоминающий музыку квартета чешского композитора XX века Леоша Яначека «Личные письма», последнего его сочинения, написанного в возрасте восьмидесяти лет и связанного с его платонической любовью к женщине, ставшей адресатом его писем: третья часть квартета обычно интерпретируется как колыбельная для сына, которого у них не было и так и не могло быть. Третья часть квинтета Брамса имеет традиционные для этой части цикла скерцозные черты, но выраженные через призму, во-первых, элегической песенности, а во-вторых, настроения трагического излома, характерного для всего мироощущения Брамса.
В концерте принимают участие Сергей Петров (кларнет), Андрей Рудометкин (фагот), Владимир Скляревский, Екатерина Бутакова (скрипка), Любовь Токарева (альт), Борис Лифановский (виолончель).
Наталия Абрютина