Камерная музыка – классическая
романтика

21.06.2018

В программе концерта вновь «сходятся» Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт — композиторы, жившие почти в одно время, но принадлежавшие к двум разным, практически противоположным по своей эстетике эпохам. Бетховен — последний великий представитель венского классицизма, бунтарски отрицавший традиции этого стиля, однако продолжавший творить в его «рамках», Шуберт — первый цветок романтизма, провозвестник новой музыкальной эры. В концерте прозвучат три опуса — все в тональности ми-бемоль мажор: соната для скрипки и фортепиано Бетховена (op. 12 № 3), его же трио для скрипки, виолончели и фортепиано (op. 3 № 1) и фортепианное трио Шуберта (op. 100).

Первая часть сонаты для скрипки Бетховена напоминает разговор двух равно благородных собеседников, одновременно страстных и утонченных. В начале ее из партии скрипки в фортепианную партию и обратно передаются изящные мотивы — словно происходит обмен первыми вежливыми репликами. Затем наступает черед бурных пассажей, которые, хотя и не ведут к конфликту, но значительно повышают эмоциональный «градус». Наконец, в обеих партиях по очереди звучит бодрая, спокойная тема, восстанавливающая поколебленное равновесие. Подобные перипетии происходят и далее, на всем протяжении развивающего и репризного разделов. Вторая часть написана в далекой от ми-бемоль мажора тональности до мажор. Такие тональные соотношения – в отличие от других венских классиков – типичны для Бетховена; позднее их возьмут на вооружение композиторы-романтики.

Характер второй части отличается проникновенностью, особенно в среднем разделе, где у скрипки и фортепиано по очереди звучит певучая мелодия. Третья часть — живое, энергичное рондо. Его рефрен (регулярно повторяющийся раздел) буквально заражает своей активностью, заставляя слушателей едва ли не приплясывать на стуле.

Трио ми-бемоль мажор принадлежит к числу ранних сочинений Бетховена (сам композитор обозначил его как op. 1), однако по мастерству выполнения это абсолютно зрелая музыка. Более того, в ней композитор уже явственно заявляет о себе, применяя технические приемы, которые позже найдут свое место в его более поздних симфониях, концертах, сонатах. Трио имеет четырехчастное строение, что было новым для того времени: у предшественников Бетховена Гайдна и Моцарта произведения этого жанра состояли из двух или трех частей. Другое важное отличие от традиционного трио — включение в состав цикла в качестве третьей части скерцо, а не менуэта.

В камерной музыке Бетховена, особенно раннего периода, преобладает отражение «объективного» мира; природы как гармонии разнородных элементов. Шуберт становится носителем уже иного мировоззрения: все музыкальные «события» в его произведениях даны через призму личного чувства и выражают индивидуальность одного человека. Трио ми-бемоль мажор относится к лучшим творениям композитора. Поражает масштабность этого цикла – как по времени (как правило, его исполнение занимает все концертное отделение), так и по содержанию. Начало первой части — это утверждение светлого, оптимистичного взгляда на мир. Такое ощущение создают уверенные унисоны и аккорды главной партии, упругая ритмическая пульсация связующей. Побочная партия внезапно переносит «психологическое» действие в иной план. Загадочная тема, состоящая лишь из нескольких пульсирующих аккордов, звучит с робкой надеждой, как дорогая сердцу мечта. Дальнейшее углубление образности происходит в разработке, где уже знакомый музыкальный материал окрашивается в новые — элегические и драматические — тона.

Вторая часть трио — безусловно, одно из творческих откровений Шуберта. Ее способность оказывать сильное эмоциональное воздействие на слушателей, вероятно, почувствовал Стэнли Кубрик, который сделал эту музыку частью саундтрека к фильму «Барри Линдон». По жанру часть представляет собой марш в умеренном движении. В ее музыке отчетливо звучит один смысловой мотив — прощания, трагической разлуки. При этом спектр чувств, воплощенных Шубертом в звуках, оказывается невероятно широким — от скорби и протеста до смирения. В следующих двух частях трио мрачный характер второй части оказывается преодоленным. Третья часть — подвижное скерцо танцевального характера. В финале в музыкальное развитие вовлекаются самые разные темы: это и радостно-собранная тема рефрена, и виртуозного плана эпизод с легким юмористическим оттенком, повторяющийся несколько раз в разных тональностях. Трижды на протяжении финала возникает тема второй части, как реминисценция горестных переживаний прошлого. Однако они отступают под напором музыки финала, несущей в себе мощный жизнеутверждающий импульс.

В концерте примут участие: Людмила Херсонская (скрипка), Даниил Мень (виолончель), Татьяна Афанасьевская (фортепиано).

Оксана Усова