Бенджамин Бриттен – композитор, сыгравший в истории английской музыки исключительную роль: именно его творчество вновь вывело ее на мировой уровень после, без преувеличения, трехвекового «молчания». Он создал свой собственный стиль, с одной стороны, опираясь на глубинные традиции искусства туманного Альбиона, а с другой, пользуясь широчайшим спектром выразительных и технических средств, присущих музыке XX века. Его перу принадлежит множество произведений практически во всех музыкальных жанрах, среди которых особую роль играют вокальные сочинения: в первую очередь, в оперном и кантатно-ораториальном жанре, но также и камерные, отличающиеся узнаваемым, изысканно-строгим звучанием и необычным выбором литературных первоисточников.
В концерте прозвучит сочинение для тенора и фортепиано – кантикль «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне» на стихи английского поэта XVII века Фрэнсиса Куорлса. Кантикль – один из древнейших церковных музыкальных жанров. В Англии он приобрел особенную популярность в период правления Елизаветы I (тогда тексты брались преимущественно из Ветхого завета). Расцвет современного английского кантикля связан с именем Бриттена, создавшего в этом жанре пять сочинений. Все они представляют собой развернутые вокальные сцены, написанные для различных певческих голосов и разнообразных, очень оригинальных, инструментальных составов, и объединены общей темой – осмысления взаимоотношений человека с Богом.
Стихотворение Ф. Куорлса, лежащее в основе первого кантикля Бриттена, является парафразом изречения из Песни Песней – одной из вдохновеннейших книг Священного Писания. Выбор тенора как солирующего голоса неслучаен и связан с именем Питера Пирса – знаменитого английского тенора, с которым Бриттена связывала многолетняя дружба и творческое сотрудничество. В кантикле Бриттена причудливо соединяются черты средневекового религиозного жанра и современной автору оперы. Вокальный стиль постепенно трансформируется из взволнованного ариозного в речитативно-молитвенный, находя свой итог в медленной коде, вызывающей ассоциации с жанрами молитвы или гимна.
Вокальный цикл Роберта Шумана «Любовь поэта» на стихи Генриха Гейне принадлежит к самым вдохновенным страницам камерной вокальной лирики. Он был написан в 1840 г. – году, который впоследствии стали называть «годом песен». Именно тогда Шуман наконец обрел свое счастье, взяв в жены давно любимую им Клару Вик, и открыл новые грани своего таланта, став автором множества песен для голоса с фортепиано, среди которых «Мирты» (трогательный свадебный подарок жене), «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта» и многие другие. В основе «Любви поэта» лежат шестнадцать стихотворений, отобранные Шуманом из цикла «Лирическое интермеццо» Гейне – поэта-романтика, очень близкого ему по мироощущению. Они представляют собой повествование о пережитой героем любовной драме: любимая отвергает его и выходит замуж за другого. Чувство героя – поэта раскрывается постепенно (как у Шуберта в «Прекрасной мельничихе»), от робкого и трепетного его зарождения до горьких «похорон любви». Ощущение катарсиса оставляет финал всего цикла, когда после урового марша неожиданно звучит фортепианная постлюдия, заимствованная из ранее звучавшей песни «Я утром в саду встречаю». Она построена на медленных, мягко ниспадающих пассажах, напоминающих тихие, благодатные слезы, и звучит просветленно и мирно, как долгожданно наступивший сон.
Второе отделение концерта целиком отдано Чайковскому. Соседство его с Шуманом неслучайно: пожалуй, среди западноевропейских композиторов именно он оказался ближе к нему своей страстной взволнованностью и лирической наполненностью чувства. Жанр романса сопровождал Чайковского на протяжении всей его творческой жизни: первые романсы были написаны еще во время учебы в Училище правоведения, а последний цикл – на стихи Д. Ратгауза – относится к последнему году жизни композитора. Источники текстов в основном составляют произведения выдающихся русских поэтов XIX века, среди которых А. Толстой, А. Фет, А. Плещеев, Л. Мей и многие другие, а также их переводы и переработки стихов И. Гете и Г. Гейне, столь любимого Шуманом. Романсы, на сей раз выбранные исполнителями, составляют своего рода сюиту, в которой раскрываются бесконечные грани лирического дара Чайковского – от острейшего драматизма и трагических монологов («Зачем?», «Отчего?», «Снова, как прежде, один») до светлых «пастельных» зарисовок, в которых любовный восторг перекликается с яркими ликующими красками природы («То было раннею весной», «Закатилось солнце»). Вокальная партия, тонко и детально претворяющая поэтический текст, находится в постоянном, очень чутком «диалоге» с партией фортепиано.