Музыкальные инструменты, подобно музыкальным жанрам и стилям, имеют свою историю. Какие-то остаются принадлежностью одной эпохи, какие-то – сохраняют актуальность в течение нескольких столетий, модернизируясь и примеряя новые амплуа. Именно к числу последних относится и виолончель, которую мы представляем сегодня нашей публике.
Появившись в конце XV-го – начале XVI века, она с успехом «освоила» музыку барокко, вошла в классический оркестр, стала героем романтических сонат и концертов и, наконец, приняла на себя непростую роль инструмента XX века. В XXI веке виолончель продолжает развиваться: ее репертуар, сформировавшийся за века, теперь включает музыку всех направлений – от классики до джаза и рока. В программу, которую исполнит квартет виолончелей Большого театра, также вошли произведения разных эпох и стилей – Вивальди, Верди, Тарреги и российского композитора Александра Кузнецова.
В первом отделении прозвучит известный концерт для двух виолончелей соль минор Вивальди. Он привлекает своей энергией и динамичностью, а также мастерским сочетанием полифонического и гомофонного стилей. Прелюдия к опере «Травиата» Верди – типичная музыка XIX века. Не менее романтично звучание сюиты для четырех виолончелей Александра Васильевича Кузнецова (1847 - ?) – русского виолончелиста, педагога, композитора. Он окончил Санкт-Петербургское театральное училище и Санкт-Петербургскую консерваторию, преподавал игру на виолончели в Александровском лицее, выступал в составе квартета. О высоком профессиональном уровне Кузнецова говорит тот факт, что он был обладателем ценного старинного инструмента работы Гварнери. Его сочинения включают пьесы для виолончели соло, квартет, романсы, оркестровую музыку, а также две сюиты для четырех виолончелей, одна из которых прозвучит в концерте.
Ну а второе отделение составит музыка современных «академических» композиторов. Первый из них – Вернер Томас-Мифуне (р. 1941). Его творчество, как раз очень тесно связанное с виолончелью, можно условно разделить на несколько направлений. С одной стороны, это этюды и упражнения для развития техники, детская музыка (сборники «Вечеринка животных», «Зоологические упражнения»), танцы (танго, самба, вальсы). С другой, интерпретации классики в «постмодернистском» духе. Многие из них отличаются весьма эпатажными названиями: «Если бы Курт Вайль написал «Тангейзера»», «Комический струнный квартет по 5-й симфонии Бетховена», «Гайднские южноамериканские скачки». В программу вошло произведение из этой серии, но с гораздо более скромным заголовком – «Сюита на темы из оперы «Кармен» для пяти виолончелей».
Прозвучит также сочинение молодого российского автора Никиты Сухих, выпускника Гнесинской академии (включая аспирантуру) по классу скрипки, ученика композитора Игоря Истомина. Его творчество уже получило признание: он является лауреатом международных композиторских и исполнительских конкурсов, был стипендиатом Фонда Владимира Спивакова. Выступает в составе камерных ансамблей, пропагандируя классическую и современную музыку. Как композитора его привлекают и камерная музыка, и «крупные» жанры – балет, опера, симфония. В концерте прозвучит его «Прелюдия» для квартета виолончелей и квартета фаготов.
Музыканты Большого в этот раз порадуют любителей джаза, исполнив сочинения классиков джазовой музыки Дюка Эллингтона и Диззи Гиллеспи. Прозвучит «Ночь в Тунисе» Гиллеспи в обработке Сергея Бобченкова и Три пьесы Эллингтона в переложении для квартета виолончелей. Знаменитые авторы представляют два разных джазовых стиля: Элиингтон – это звезда эпохи свинга, Гиллеспи – один из основателей пришедшего на смену свингу стилю бибоп. Дополнением к джазовой части программы станет композиция в стиле трэш-метал-баллада «Nothing Else Matters» («Остальное не важно») группы «Metallica». Это одна из популярных сейчас групп, образовавшаяся еще в 1980-х и повлиявшая на развитие метал-музыки.
В концерте примет участие Квартет виолончелей оркестра Большого, в состав которого входят Борис Лифановский, Владимир Стрельцов, Арсений Безносиков, Степан Худяков, а также артисты оркестра Анна Скриванек, Вячеслав Чухнов (виолончель), Алексей Бажалкин, Андрей Рудометкин, Сергей Бобченков (фагот), Алексей Марутаев (контрфорте), Константин Семенов (ударные).
Оксана Усова