Солнечная Италия всегда к себе манила музыкантов со всего мира. Но в первую очередь прославить музыку этой страны, конечно, выпала честь итальянским композиторам, среди которых Гаэтано Доницетти, Джоакино Россини, Франческо Паоло Тости, Антонио Буццола, чьи произведения смогут услышать меломаны на нашем концерте.
Два из них всемирно известны как создатели популярнейших опер. Кто из любителей музыки не смеялся, слушая «Севильского цирюльника» и «Золушку» Россини, не сопереживал героям «Любовного напитка» и «Лючии ди Ламмермур» Доницетти? Однако концерт приоткроет и другую страницу в творчестве двух великих итальянцев – камерную вокальную музыку. Прозвучат два дуэта из цикла «Музыкальные вечера» Россини и несколько номеров из вокальных циклов Доницетти. «Музыкальные вечера» Россини создал уже по завершении карьеры оперного композитора, так что почитатели его таланта очень воспряли духом. Этот цикл не объединен каким-либо сюжетом; общность вокальным номерам, скорее, придает царящая во всех них атмосфера беззаботности и веселья. Как и в операх, Россини использует здесь жанры народной музыки (тарантеллу, баркаролу, канцонетту) и виртуозную вокальную технику.
Антонио Буццола и Франческо Тости – представители более младшего поколения. Буццола (1815-1871) начал с работы оркестровым музыкантом в венецианском театре Ла Фениче. В двадцать один год он написал свою первую оперу «Феррамондо», постановки которой имели успех. Уже после своего композиторского дебюта он отправился в Неаполь, чтобы учиться в консерватории, где одним из его преподавателей стал Гаэтано Доницетти. В дальнейшем музыкальная деятельность Буццало расширяется и выходит за пределы Италии: он становится дирижером Итальянского оперного театра в Берлине, затем – руководителем Театра итальянской комедии в Париже. Последние двадцать четыре года своей жизни Буццола провел в Венеции, где занимал почетную должность капельмейстера собора Святого Марка. В концерте прозвучат два камерных сочинения Буццолы – «La virtù magica» («Магическая добродетель») и «L’aurora» («Аврора») из цикла «Утро в Венеции».
Франческо Тости (1846-1916), композитор и скрипач, как и Буццола, был воспитанником Неаполитанской консерватории. В поисках удачи он отправился в Рим, где благодаря счастливой случайности его игру услышала Маргарита Савойская, будущая королева Италии. Это стало началом его успешной карьеры. Тости начинает гастролировать, исполняя свои собственные сочинения в разных городах Европы. С 1875 г. он обосновывается в Лондоне и быстро приобретает популярность в аристократических кругах, даже получает место учителя музыки при английском дворе. Тем не менее, в конце жизни композитор возвращается в Рим, где и умирает в 1916 г. Произведения его – это, в основном, романсы и песни на стихи итальянских поэтов. Многие из них пережили своего автора, став репертуарными произведениями. В концерте прозвучат четыре сочинения Тости для голоса с сопровождением: «Napoli dorme, Napoli canta» («Неаполь спит, Неаполь поет»), «A vucchella» («Ротик»), «Napoli» («Неаполь»), «Marechiare» («Марекьяре»).
Велико было влияние Италии на музыкальные культуры европейских стран. Оно сказывалось не только в обильном звучании итальянской музыки и обилии итальянских музыкантов в этих странах, но и в интересе крупнейших композиторов Германии, Франции, России к итальянскому стилю сочинения. Для России одним из его популяризаторов явился Михаил Глинка. В 1830-1833 гг. он предпринял путешествие по Италии, частично с целью поправить здоровье, но главное – с тем, чтобы овладеть искусством композиции в технике bel canto, или «прекрасного пения». По приезде посетил премьеры опер «Анна Болейн» Доницетти и «Сомнамбула» Беллини, которые вызвали у него живейший отклик, и познакомился с их создателями. Слушал Глинка и выступления знаменитых певцов того времени – Гризи, Пасты, Рубини. Творческим результатом поездки стали написанные в Италии сочинения: две серенады для камерных ансамблей на темы опер «Сомнамбула» и «Анна Болейн», Большой секстет, Патетическое трио, арии на итальянском языке. Позже Глинка отошел от чисто итальянского стиля, тем не менее, лучшие его мелодии представляют собой органичный сплав исконно русской песни и итальянского «прекрасного пения». В программу концерта вошли три произведения Глинки на итальянские тексты: «Mio ben ricordati» («Если вдруг средь радостей»), «Mi sento il cor trafiggere» («Тоска мне больно сердце жмет»), «Alla cetra» («К цитре»).
Великие композиторы Германии и Австрии Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт никогда не бывали в Италии. Однако и тот, и другой отдали дань итальянскому искусству, сочинив ряд вокальных произведений опять-таки на итальянские тексты. Многие из них принадлежат перу Пьетро Метастазио, известнейшего поэта и либреттиста, к чьим сочинениям прибегали едва ли не все европейские композиторы. Так, в концерте прозвучат четыре пьесы из op. 82 Бетховена (на стихи Метастазио написаны три из них), Четыре канцоны для голоса и фортепиано на стихи Метастазио и Виторелли Шуберта и его же песни из разных опусов, тоже на слова Метастазио. В программу также вошли произведения на итальянском языке французов – Шарля Гуно, Джакомо Мейербера, Рейнальда Ана.
В концерте примут участие солист театра Александр Уткин (бас-баритон) — 28 ноября, и артисты Молодежной оперной программы Большого Анастасия Барун (сопрано), Тамуна Гочашвили (сопрано), Марта Данусевич (сопрано), Утарида Мирзамова (сопрано), Елизавета Улахович (сопрано), Евгения Асанова (меццо-сопрано) — 28 ноября, Мария Баракова (меццо-сопрано), Виктория Каркачева (меццо-сопрано), Дарья Шкредова (меццо-сопрано), Вадим Волков (контратенор), Вадим Бабичук (тенор), Андрей Скляренко (тенор), Гиорги Стуруа (тенор), Андрей Кимач (баритон) — 28 ноября, Дмитрий Чеблыков (баритон), Игорь Коростылев (бас).
Оксана Усова