Родоначальником русской композиторской школы принято считать Михаила Ивановича Глинку. Однако его творчество возникло не на «пустом месте»: ему предшествовали труды других музыкантов, так называемых композиторов-дилетантов, а лучше все-таки сказать - любителей. Среди них - создатели русского бытового романса композиторы Александр Алябьев, Александр Варламов и Александр Гурилев.
Бесспорно, самый известный романс Алябьева - «Соловей» на стихи Антона Дельвига. Созданный в 1825 или 1826 году, романс быстро полюбился широкой публике и профессиональным композиторам. Свои обработки «Соловья» создали Михаил Глинка и Ференц Лист, посещавший Россию в 1840-х годах. Мелодика романса впитала в себя интонации народных песен. Одновременно Алябьев использует «соловьиные» вокальные украшения, заимствованные из профессионального вокального стиля. Они же слышатся в фортепианной партии, написанной с тонкостью и изяществом.
Другой популярный романс Алябьева - «Нищая» на стихи Пьера Беранже в переводе Дмитрия Ленского. В этом романсе раскрыта не столько социальная тема, сколько мысли о грозных превратностях судьбы. Нужно помнить, что его написал человек, проведший полтора десятка лет в ссылке по ложному обвинению. По сравнению с «Соловьем», где преобладала лирическая песенная стихия, в романсе «Нищая» на первый план выходит речитативно-ариозное начало.
В дуэте Алябьева «Так, поцелуй в любви залог» из оперы «Лунная ночь, или Домовые» представлен новый вокальный стиль - кантилена итальянского типа. Голоса героев - двух влюбленных, - прозвучав сначала по очереди, затем сливаются в гармоничном ансамбле.
В романсе «Что поешь, краса-девица» на слова Василия Домонтовича также возникает «итальянское» belcanto, но в ином, юмористическом контексте. Романс начинается словами «Что поешь, краса-девица, песнь Италии златой?» После этого звучит просьба спеть какой-нибудь из родных напевов, которым оказывается… алябьевский «Соловей». Здесь Алябьев вводит «автоцитату» - отрывок из своего знаменитого романса. В конце его в фортепианной партии звучит цветистая рулада во вкусе воображаемой певицы-«италоманки».
Романсовое творчество Александра Варламова, в основном, состоит из произведений на стихи русских поэтов-классиков. Таковы его шедевры «На заре ты ее не буди» на слова Афанасия Фета и «Белеет парус одинокий» на слова Михаила Лермонтова. В концерте прозвучит еще одно «лермонтовское» сочинение Варламова - романс «Молитва», а также романс «Напоминание» на собственный текст композитора. Все эти романсы связаны с традицией профессиональной музыки и городского фольклора. Другое направление творчества Варламова демонстрирует его знаменитый «Красный сарафан» на слова Николая Цыганова. В этом романсе, написанном в жанре «русской песни», и текст, и музыка подражают народным первоисточникам, с которыми был хорошо знаком Варламов, сам являвшийся собирателем народных песен.
В романсах Александра Гурилева нашла отражение традиция городского песенного творчества. Для его опусов характерен вальсовый, танцевальный ритм, как в знаменитом «Колокольчике» на стихи Ивана Макарова или «Разлуке» Алексея Кольцова. Среди многочисленных романсов лирического содержания выделяется сочинение «Внутренняя музыка» на стихи Николая Огарева, посвященное теме искусства. Это классически стройный вокальный опус в спокойном ми-бемоль мажоре с развитым фортепианным сопровождением.
Многие романсы, вошедшие в золотой фонд русской вокальной культуры, создавались в первой половине XIX века относительно малоизвестными сейчас авторами. Среди них - композитор Петр Петрович Булахов, сын певца Петра Александровича Булахова, первого исполнителя алябьевского «Соловья» (и первое исполнение состоялось как раз в Большом – тогда Большом Петровском театре). В концерте будет исполнено несколько его романсов: «Не пробуждай воспоминанья» на слова неизвестного автора, «Колокольчики мои» на слова Алексея Толстого, «Тройка мчится» на слова Петра Вяземского и другие. Практически забытые ныне композиторы Николай Девитте, Оттон Дютш, Михаил Виельгорский также пополнили репертуар русского романса самобытными сочинениями. В их числе - знаменитые «Очи черные» Девитте на стихи Евгения Гребенки.
В заключение концертов прозвучит произведение, музыка которого принадлежит просвещенному любителю, одному из основателей русского музыкознания князю Владимиру Одоевскому. Это шуточный канон в честь Михаила Глинки, сочиненный по поводу премьеры его оперы «Иван Сусанин». Авторами поэтических четверостиший стали Александр Пушкин, Василий Жуковский, Петр Вяземский и Михаил Виельгорский. Так увлеченность музыкой и ее гениальным создателем Глинкой объединила профессиональных творцов и дилетантов.
В концертах выступят Марта Данусевич (сопрано), Руслана Коваль (сопрано), Елизавета Улахович (сопрано), Дарья Шкредова (меццо-сопрано), Вадим Волков (контратенор), Тарас Присяжнюк (тенор), Сергей Радченко (тенор), Андрей Жилиховский (баритон). Концертмейстеры - Елизавета Дмитриева, Валерия Прокофьева.
Оксана Усова