Сочетание клавишного инструмента фортепиано и струнных – скрипки, виолончели, альта или контрабаса – хорошо известно композиторам и давно ими освоено. Эти инструменты по своей природе дополняют друг друга: теплые, чувственные голоса струнных благодаря фортепиано обретают необходимую гармоническую и ритмическую поддержку; в свою очередь у фортепиано с его быстро затухающим звуком появляется «партнер», способный исполнить мелодию сколь угодно широкого дыхания.
Репертуар для клавирно-струнного ансамбля начал особенно быстро пополняться в XVIII веке – у венских классиков Гайдна, Моцарта и Бетховена. Одним из любимых камерных жанров Моцарта стала соната для фортепиано и скрипки. Сам он в совершенстве владел обоими инструментами, выступая с концертами, кроме того, скрипачом был его отец Леопольд Моцарт. Сонаты для фортепиано и скрипки соль мажор и ми минор относятся к ранним сочинениям Моцарта для этого состава. Они входят в число шести сонат, написанных Моцартом во время поездки в Мангейм и Париж (1777-1778 гг.) и посвящены курфюрстине пфальцской Марии Елизавете. Обе сонаты необычны по своему строению: в каждой из них только две части вместо традиционных трех. В сонате соль мажор это подвижное Allegro con spirito с напевной главной темой и интенсивным мотивным развитием и сдержанно-танцевальное Allegretto, включающее в себя раздел в «одноименном» миноре.
Соната ми минор выделяется из ближайших к ней по времени создания сочинений Моцарта своим драматизмом и откровенно мрачными красками. При этом Моцарт нигде не нарушает чувства меры, оставаясь верен своему в высшей степени тонкому и отточенному стилю. Особенно замечательна в этом отношении вторая часть сонаты, где полная вздохов и «чувствительных» остановок мелодия звучит на фоне плавного кружения менуэта.
В Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ор.1 №3 Людвига ван Бетховена отразилась личность автора совсем иного творческого темперамента. Бетховен не боится обрушивать на слушателя эмоционально заряженные пассажи и аккорды, использовать максимальные контрасты динамики, сталкивая в соседних тактах нюансы пианиссимо и фортиссимо. Трио написано в тональности до минор, у Бетховена всегда отмеченной особым драматизмом (это тональность его Пятой симфонии и «Патетической» сонаты). Его минорный финал идет в темпе prestissimo – самом быстром из всех, которые могут быть обозначены принятыми в музыке итальянскими терминами, а характер первой части определяется как con brio – «с огнем». Уравновешивающим началом служат средние части – вариации на кантиленную тему и идущий в сдержанном движении менуэт, хотя и в него Бетховен умудряется ввести острые акценты и контрастные сопоставления. Трио до минор посвящено князю Лихновскому, в доме которого оно и было впервые исполнено. Известно, что на этом концерте присутствовал Йозеф Гайдн, знакомый с Бетховеном и даже какое-то время учивший его. «Огненная» музыка ученика не была понята старым мастером: благосклонно отозвавшись о других его произведениях, звучавших в тот вечер, Гайдн посоветовал Бетховену это трио не издавать.
В Струнном квартете ля мажор Иоганнеса Брамса – в отличие от Бетховена – преобладает лирика. Небыстрая первая часть погружает в теплые густые краски совместного звучания струнных, «журчащие» фортепианные фигурации. В разработке совсем «по-брамсовски» звучат задушевные элегические интонации. Третья часть цикла – мажорное скерцо – и финал в танцевальном духе воспринимаются как зарисовки окружающего быта, выполненные с любовью проницательным художником. Только во второй части возникают мрачные, «ночные» тона: в одном из ее эпизодов в фортепианной партии звучат арпеджированные диссонансы в низком регистре - такой же прием использовал Шуберт в своем романсе «Город» из цикла «Лебединая песня» для создания образа зловещей и враждебной человеку силы. У Брамса ей противопоставлен идиллический образ начала части, а также страстная, патетическая тема второго эпизода.
В концерте примут участие Людмила Херсонская (скрипка), Михаил Ковальков (альт), Даниил Мень (виолончель), Татьяна Афанасьевская (фортепиано).
Оксана Усова