Собрание виртуозов

18.05.2017

В ансамбле скрипачей Большого театра – одном из самых известных музыкальных коллективов, возникших на базе оркестра Большого, – музыкантов объединяет не только общий инструмент, но и общая история. Коллектив был основан в 1956 г. народным артистом РСФСР Юлием Реентовичем. Три десятилетия скрипичный ансамбль своими выступлениями радовал слушателей СССР и Европы, являясь единственным российским коллективом подобного рода. В 2014 г. по инициативе артиста оркестра Игоря Свичкаренко ансамбль был возрожден и вновь занял прочное место в концертной жизни Большого театра.

Ансамблю скрипачей Большого доступна музыка любых уровней сложности и жанров, в чем можно убедиться, в частности, благодаря программе и этого концерта. В нее вошли виртуозные произведения, исполнить которые могут только настоящие мастера скрипичной игры. Это, например, Вариации Паганини на его знаменитый 24-й каприс или его же пьеса «Moto perpetuo» («Вечное движение»). Жанр «вечного движения», подразумевающий музыку в стремительном темпе с безостановочным движением мелкими длительностями, сложился в XIX веке – в эпоху завоеваний предельных высот исполнительского искусства. Кроме Паганини, «вечные движения» есть у Мендельсона, Штрауса, Новачека. К этому жанру можно отнести и знаменитую зарисовку «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которую также исполнит ансамбль. Еще одно сочинение такого типа – «Мартовский хоровод» Григораша Динику. Сочинение Динику – румынского композитора и скрипача – основано на народном румынском хороводном жанре «хора». Фольклор был хорошо знаком композитору: в течение сорока лет он руководил созданным им самим оркестром народных инструментов.

Противоположный полюс исполнительских возможностей скрипачей Большого театра – выразительная кантилена, передающая разнообразные оттенки лирических настроений. В концерте будет исполнено два медленных отрывка из балетной музыки: Антракт из балета «Раймонда» Александра Глазунова и Колыбельная из «Гаянэ» Арама Хачатуряна. Оба этих фрагмента «отпочковались» от своих балетов и стали исполняться как самостоятельные концертные пьесы, так же как и знаменитый «Танец с саблями» из «Гаянэ», который тоже прозвучит в концерте. Антракт Глазунова – типичное романтическое Adagio, построенное на экспрессивной теме. В «Колыбельной» Хачатуряна слышится армянский колорит; композитор даже вводит в музыку подлинную армянскую мелодию «Чем крна хагал» («Не могу играть»). В программу также вошли жемчужины русской музыкальной лирики – «Осенняя песнь» Чайковского из «Времен года», «Вокализ» Рахманинова, Вальс из оперы «Война и мир» Прокофьева. Их дополнит произведение иной национальной стилистики – «Венский каприс» Фрица Крейслера.

Способность погружаться в музыкальную стихию других стран и приобщать к ней слушателей – ценное качество музыканта. Ансамбль скрипачей Большого театра этим качеством обладает. Кроме армянского и румынского фольклора в пьесах Хачатуряна и Динику, артисты преподнесут слушателям в подарок произведения испанской музыки. Прозвучит танцевальная пьеса «Наварра» Пабло де Сарасатэ, Испанский танец из оперы «Короткая жизнь» Мануэля де Фальи, «Кордова» из цикла «Испанские песни» Исаака Альбениса. Любопытно, что Сарасатэ и Альбенис дали своим пьесам названия не музыкальных жанров, а испанских провинций – Наварры и Кордовы. Отдаленное отношение к Испании имеет также Пассакалья соль минор Георга Фридриха Генделя: жанр пассакальи возник в недрах испанской танцевальной музыки. В концерте прозвучат и «бразильские» мотивы: ансамбль исполнит известную пьесу Дариуса Мийо «Бразильера» из сюиты «Скарамуш», созданной под впечатлением от двухгодичной поездки в Бразилию в качестве секретаря поэта Поля Клоделя, служившего там послом.

В концерте примут участие солисты Большого театра Надежда Будницкая, Гульнур Кунаубаева, Юлия Забавникова, Екатерина Назимова, Ашот Гаспарян, Булат Ильясов, Владимир Кожемяко, Георгий Мнацаканян, Артем Руденко, Игорь Свичкаренко, Владимир Скляревский.

Оксана Усова