Очарование танца двух партнеров нигде не раскрывается лучше, чем в па де де. Показывая сначала возможности солистов по отдельности, а затем - в слаженном ансамбле, па де де держит зрителей в постоянном «напряжении». Так же и в музыке дуэтные опусы интересны тем, что во время выступления в них вступают во взаимодействие две творческие индивидуальности, вместе создавая новую, неповторимую интерпретацию.
По воле композитора в дуэте могут объединяться как различные, так и однотипные инструменты. Так, в концерте Вивальди RV 531 солистами становятся две виолончели. Это короткое, но динамичное произведение создает яркое представление об инструментальном концерте эпохи барокко. Концерт состоит из трех частей, чередующихся по принципу «быстро-медленно-быстро». Каждая часть подчинена одному аффекту - скорбному в медленной средней части, мужественному и решительному в крайних частях. Эти части написаны в «концертной» форме, строящейся из повторяющихся оркестровых и меняющихся сольных эпизодов; в средней части звучат только две солирующие виолончели в скромном сопровождении basso continuo. Концерт изобилует знакомым звучанием «золотой секвенции» - знаменитого гармонического оборота, найденного в эпоху барокко и использующегося в музыке вплоть до современной эстрады.
В блестящей концертной пьесе – Кончертоне ля мажор – Моцарта также соединяются в ансамбле два однотипных инструмента, на сей раз две скрипки. Но теперь к ним прибавляется «напарник» из духовых – гобой. Моцарт написал это «галантное» произведение в возрасте всего семнадцати лет, однако продемонстрировал в нем полное владение всеми композиторскими тонкостями, в том числе полифоническими. Так, уже в главной партии первой части мелодии солистов образуют полифоническое сочетание, канон. Побочная партия отличается изысканным синкопированным ритмом и «капризным» рисунком мелодии. Во второй и третьей частях – грациозном Andantino и подвижном менуэте – группа солирующих инструментов расширяется благодаря участию виолончели соло. Несмотря на праздничный, нарядный общий характер музыки, уже в это сочинение семнадцатилетнего композитора вкрапляются затемненные краски. В более поздние годы это станет характерной чертой стиля Моцарта.
Композиторы XIX века уже чувствовали себя более свободно в выборе инструментов для дуэта. Например, итальянский композитор Джованни Боттезини создал концертный дуэт для двух «антиподов» из струнного семейства – контрабаса и скрипки. Ни один инструмент здесь не уступает другому ни в виртуозности, ни в способности к кантиленному «пению». Сам Боттезини был блестящим виртуозом-контрабасистом, что и позволило ему показать свой инструмент с разных, подчас неожиданных сторон. Грузный, неповоротливый в обычном представлении, здесь контрабас поражает разнообразием технических приемов; порой он даже перемещается в более высокий регистр, чем скрипка.
Концерт Макса Бруха для кларнета и альта с оркестром – вероятно, первое произведение для такого состава за всю историю музыки. Он был написан в 1911 г. для сына композитора, кларнетиста Макса Феликса Бруха. Произведение постигла неудачная судьба: концерт сочли устаревшим по языку, принадлежащим прошедшей эпохе. Действительно, по сравнению с музыкой, создававшейся в то время, концерт Бруха достаточно традиционен – он выдержан в романтическом стиле, наследующем музыке Шумана и Мендельсона. Однако во второй половине XX века концерт был «открыт заново» и стал исполняемым произведением. Три его части представляют собой обычный для романтиков путь от интимной лирики к бурному «экстравертному» финалу.
В концерте примут участие солисты Алексей Колбин (скрипка), Александр Майборода (скрипка), Роман Филиппов (скрипка), Михаил Ковальков (альт), Анна Скриванек (виолончель), Степан Худяков (виолончель), Александр Парсаданов (контрабас), Михаил Меринг (кларнет) и камерный оркестр Большого театра (дирижер Михаил Цинман).
Оксана Усова