Имя Людвига ван Бетховена чаще всего ассоциируется с масштабными симфоническими и камерными концепциями, напряженными музыкально-философскими поисками, воплощением идеи движения «от мрака к свету». Немногие знают, что помимо создания грандиозных симфоний, сонат, квартетов Бетховен творил и в области вокальной лирики. Из-под его пера вышло около восьмидесяти песен, что немало, учитывая, что жанр камерной немецкой Lied еще только зарождался (в том числе благодаря и самому Бетховену). Ему же принадлежит первый в истории музыки вокальный цикл – «К далекой возлюбленной» на слова Ейтелеса, предвосхитивший романтические циклы Шуберта и Шумана. По задумке автора песни в этом произведении связываются одна с другой музыкальными средствами, образуя непрерывную цепь меняющихся лирических состояний. Так, например, первая песня «На холме сижу, мечтая» (“Auf dem Hügel sitz ich spähend”) - нежная созерцательная миниатюра. Ее музыка повторяется в заключении цикла с другими словами, что также способствует объединению вокальных номеров в единый «круг».
Некоторые песни Бетховена, хотя и не образуют цикла, подобно песням «к далекой возлюбленной», однако объединяются автором в один опус как в чем-то близкие друг другу. Таковы, например, Шесть песен op. 75 на слова разных поэтов, посвященные графине Каролине Кинской. В концерте будут исполнены две из них – «Новая любовь, новая жизнь» (“Neue Liebe, neues Leben”) на стихи Гете и «Песня о блохе» (“Mefistos Flohlied”) на его же знаменитый текст из поэмы «Фауст». С этой песней перекликается еще одно произведение на тот же текст, но созданное другим автором и в другую эпоху – «Песня о блохе» Модеста Петровича Мусоргского. Обе «блошиные» песни создавались их авторами в юмористическом ключе, хотя бетховенский опус кажется вполне «безобидным» по сравнению с саркастической зарисовкой Мусоргского. Бетховеном было написано еще несколько песен на стихи Гете, три из которых составили отдельный «гетевский» опус, также посвященный графине Кинской. Две песни, вошедшие в программу, противоположны по настроению: песня «Блаженство скорби» (“Wonne der Wemut”) идет в небыстром движении в спокойном мажорном тоне, песня «Томление» (“Sehnsucht”), напротив, выражает волнение и нетерпеливое ожидание.
Вокальное творчество Бетховена не ограничивается песенными миниатюрами. Как и большинство крупных композиторов, он отдал дань и сценическому жанру, создав оперу «Фиделио» на либретто Иозефа Зонлейтера и Генриха фон Трейчке по драме Жана Николя Буйи «Леонора, или Супружеская любовь». Эта опера – интересный образец так называемой «оперы спасения» - типа сценического представления, приобретшего популярность в годы Великой французской революции. Сюжет таких опер основывается на ситуации освобождения из плена несправедливо заточенного узника благодаря отваге его сподвижников или возлюбленной. В опере «Фиделио» таким узником является испанский дворянин Флорестан. Его мысли и воспоминания во время заключения переданы в арии “Gott! Welch dunkel hier” («Боже, как здесь темно!»). Флорестану угрожает опасность: начальник тюрьмы, дон Пизарро, решился избавиться от пленника, чтобы избежать наказания за самовольно произведенный арест. В арии Пизарро этот герой предстает перед слушателями как человек, охваченный гневом и желанием отомстить. Единственная надежда Флорестана – его жена Леонора, переодевшаяся в мужчину – Фиделио – и сумевшая проникнуть к мужу в тюрьму. Ей настолько удалось войти в образ, что дочь тюремщика Марселина, не зная, кто перед ней, влюбляется в Леонору-Фиделио. Этому трогательному моменту посвящена лирическая ария Марселины “O wär ich shon mit dir vereint” («Нельзя сказать, кто идеал»), а также квартет четырех главных героев “Mir ist so wunderbar” («Как чудно мне»). В соответствии с традицией жанра опера заканчивается благополучно: Леоноре удается защитить мужа от удара ножа Пизарро как раз в тот момент, когда в тюрьму прибывает представитель власти.
Образ преданной герою женщины, типичный для европейского искусства, возникает еще в одном сочинении Бетховена – музыке к трагедии Гете «Эгмонт». Молодая девушка Клерхен влюблена в графа Эгмонта, испанского наместника в Нидерландах. Ее чувство выражается в двух песнях – “Freudvoll und liedvoll” («Радость и горе») и “Die Trommel gerühet” («Гремят барабаны»). Когда за противодействие политике испанского короля Эгмонта приговаривают к смертной казни, Клерхен, не в силах ему помочь, выпивает яд и умирает.
В заключение концерта прозвучит один номер из выдающегося вокально-симфонического опуса Бетховена – «Торжественной мессы». Это произведение в традиционном католическом жанре композитор предназначал для исполнения на концертной сцене, хотя допускал и его звучание в храме. В этом произведении Бетховен раскрывается как композитор, блестяще владеющий всеми ресурсами оркестрового, хорового и вокального письма. Квартет «Benedictus» позволяет в полной мере оценить мастерство композитора: Бетховен использует в нем одновременное сочетание хора, оркестра и певцов-солистов, создавая богатое по тембру, насыщенное и глубокое звучание.
В концерте примут участие артисты Молодежной оперной программы Большого театра Евгения Асанова (меццо-сопрано), Анастасия Барун (сопрано), Марта Данусевич (сопрано), Утарида Мирзамова (сопрано), Елизавета Улахович (сопрано), Дарья Шкредова (меццо-сопрано), Вадим Бабичук (тенор), Андрей Кимач (баритон), Александр Киреев (баритон), Владимир Комович (бас), Илья Кутюхин (баритон), Тарас Присяжнюк (тенор), выпускники МОП Большого Мария Лобанова (сопрано) и Сергей Радченко (тенор), а также участники дружественной Молодежной оперной программы Вашингтонской национальной оперы Лия Улис Хокинс (сопрано), Дэрил Стефани Фридман (меццо-сопрано), Хантер Нил Энок (баритон).
Лия Улис Хокинс, стипендиатка фонда Мартины Арройо (подготовительная программа «Прелюдия к выступлению»), артистка Молодежной оперной программы Оперы Хьюстона, обладательница ряда премий и наград американских вокальных состязаний. В репертуаре партии – Аббатисы («Сестра Анжелика» Дж. Пуччини), Джульетты («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Марии («Порги и Бесс» Дж. Гершвина), Лариной («Евгений Онегин» П. Чайковского).
Дэрил Стефани Фридман (с голосом «потрясающего темного тембра», по определению “Opera News”) с успехом выступает в оперных театрах США, среди которых Нью-Йорк сити опера, Опера Санта Фе, Опера Сарасоты… (в последней она спела партию Амелфы в «Золотом петушке» Н. Нимского-Корсакова).
Хантер Нил Энок, выпускник Молодежной оперной программы Оперы Сиэтла, не упускал возможности совершенствоваться и в других театрах США, имеющих подобные программы. В репертуаре заглавная партия в опере «Макбет» Дж. Верди, партия Шарплеса в опере «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (исполнял на знаменитом оперном фестивале Glimmerglass/ «Мерцающее зеркало», проходящем ежегодно летом на берегу озера Отсего в Куперстауне, США), Марселя в «Богеме» Дж. Пуччини и др.
Оксана Усова