«Лес длинных труб»*

16.05.2017

Героем очередного «монографического» концерта, посвященного одному музыкальному инструменту, станет труба. Этот инструмент с чистым и пронзительным тембром издавна стал музыкальным «орудием» – военным, сигнальным, церемониальным, а затем и оркестровым.

Оригинальных музыкальных произведений для трубы написано не так много. В числе таких пьес – «Легенда» Джорджа Энеску для трубы и фортепиано. Единственное «трубное» произведение в творчестве Энеску – румынского композитора, скрипача и дирижера – приобрело большую популярность среди исполнителей. С первых же тактов мы ощущаем веянье воздуха Франции: красочные аккорды у фортепиано создают импрессионистическое настроение (к французской музыке Энеску мог приобщиться, обучаясь в Парижской консерватории у Форе и Массне). Однако в то же время в музыке Энеску ощутимо влияние и румынского фольклора. Произведение строится на контрасте двух музыкальных тем – напряженной монологической и пламенной виртуозной.

В романсе Франца Шуберта «На реке» и пьесе Роберта Шумана «Adagio и Allegro» в качестве солирующего избран другой духовой инструмент – валторна. В концерте ее партию исполнит корно да качча – близкий родственник трубы. Adagio и Allegro Шумана, как явствует из названия, состоит из медленного и быстрого разделов. В первом солирующий инструмент (кроме валторны, это может быть скрипка, альт или виолончель) вступает в «беседу» с фортепиано, обмениваясь экспрессивными музыкальными фразами. Во втором разделе – основном – переклички инструментов сохраняются и даже перерастают в полифонические сочетания. Однако на первом плане остается валторна – со своей страстной и порывистой темой, столь характерной для Шумана.

В шубертовском романсе «На реке» на слова Людвига Рельштаба за создание музыкально-поэтического образа «отвечают» три участника: фортепиано, голос певца и «голос» валторны. Романс поется от лица человека, удаляющегося по быстрым речным волнам от родного берега, где осталась его возлюбленная. Подчеркивая типично романтическое противопоставление мечты и действительности, в музыке чередуются контрастные строфы: светлые мажорные ассоциируются с воспоминаниями и мечтами; взволнованные минорные рисуют неспокойное течение реки и душевное смятение героя.

Подобный контраст возникает и в романсе Рихарда Штрауса «Альпийский рог» для голоса, валторны и фортепиано на стихи Юстинуса Кернера. Его крайние части – безмятежная пастораль на лоне альпийской природы. «Эффект присутствия» создают «наивные» фразы валторны, имитирующей звучание альпийского рога. В среднем разделе идиллия нарушается, однако реприза восстанавливает радостное настроение первой части. Штраус написал романс в возрасте четырнадцати лет, посвятив его отцу - одному из лучших валторнистов Германии того времени.

Другая пасторальная картинка, необычайно красочная и объемная, возникает в Третьей симфонии Густава Малера, современника и соотечественника Штрауса. Это знаменитый эпизод из третьей части с соло почтового рожка за сценой. «Неофициальное» название третьей части симфонии, известное из письма Малера, – «Что рассказали мне звери». Торжественные звуки почтового рожка – инструмента с «натуральным» строем – рождают мысли о гармонии человека с природой и всеми ее обитателями. В концерте фрагмент из симфонии прозвучит в переложении для корно да качча, фортепиано и струнного квинтета, выполненном Е. Иковым.

Скрытое программное название «Что рассказали мне звери» у Малера не предполагает никакой звукоизобразительной конкретики. Однако другие композиторы с удовольствием воплощали в звуках голоса и повадки разнообразных животных и птиц. Блистательным образцом «инструментального зоопарка» стал «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса. По его следам современный американский композитор Энтони Плог создал свои Зоорифмы для чтеца, трубы и фортепиано на стихи Огдена Нэша (русский перевод Марины Бородицкой). В этом цикле есть одно «пересечение» со знаменитым сочинением Сен-Санса – пьеса «Черепаха». Прочие обитатели Зоорифм Энтони Плога – Гиена, Страус, Питон – представляют иную фауну. Сочинение Плога будет исполнено в Москве впервые.

В концерте состоятся еще две московские премьеры – Септет для трубы, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано Хильды Зеестед и Трио для трубы, виолончели и фортепиано Эрика Эвайзена. Хильда Зеестед (1858–1936) – датский композитор и органистка, писавшая, в основном, вокальную и камерную музыку; ее перу также принадлежит одна опера. Эрик Эвайзен (р. 1947) – американский автор с необычной творческой позицией: он создает музыку в стиле XIX века, всегда тональную, легкую для восприятия. Его многочисленные произведения для духовых, как считает сам автор, восполняют создавшийся в XIX столетии дефицит репертуара для этих инструментов.

В концерте примут участие Светлана Шилова (меццо-сопрано), Максим Пастер (тенор), Дмитрий Овчинников (чтец), Андрей Иков (труба, корно да качча), Екатерина Бутакова (скрипка), Владимир Скляревский (скрипка), Евгения Попова (альт), Борис Лифановский (виолончель), Геннадий Борисов (контрабас), Анна Гришина (фортепиано), Михаил Егиазарьян (фортепиано).

Оксана Усова