В представлении многих саксофон — исключительно джазовый и эстрадный инструмент. Действительно, джазовую музыку невозможно вообразить без его чувственного, «раскрепощенного» тембра, равно как и без плеяды «звездных» саксофонистов, среди которых — Чарли Паркер, Лестер Янг и Джон Колтрейн. Однако саксофон появился задолго до того, как проросли первые ростки джаза. Он был сконструирован в 1841 г. Гансом Заксом, запатентовавшим сразу восемь разновидностей своего изобретения. Новый инструмент начали вводить в оперные партитуры французские композиторы, а первым автором, который решился сделать его участником симфонического оркестра, стал Жорж Бизе. Композитор использовал саксофон в двух сюитах из музыки к драме Альфонса Доде «Арлезианка». Номера из них в переложении для ансамбля саксофонов прозвучат в концерте.
Первая сюита будет исполнена целиком. Она включает четыре номера – Прелюдию, Менуэт, Адажиетто и Перезвон. В необычной Прелюдии, открывающейся народной французской темой «Марш трех королей», мы знакомимся с лейтмотивами двух главных героев — деревенского юноши Фредери и его брата Жанне. По сюжету Фредери влюблен в красавицу из Арля; вот-вот должна была состояться их свадьба, но внезапно выясняется, что невеста не невинна. По понятиям того времени такой брак был бы унизителен для Фредери, и он соглашается с требованием родителей отказаться от арлезианки. Внешне оправившись от своего горя, герой продолжает тосковать и в конце концов кончает с собой, выбросившись из окна. Жалобная тема Фредери отдана в оркестре скрипкам; их плачущие интонации вызывают глубокое сочувствие герою. Тема Жанне звучит у солирующего саксофона и имеет трепетный, благородный характер. Второй номер, Менуэт, не содержит драматических моментов. Однако его тема, начинающаяся с приглушенного повторения одного звука, как будто выражает скрытую тревогу. В двух последних частях сюиты преобладает радостное настроение. Мирное Адажиетто, отданное струнным, подводит к праздничному финалу, в котором интересно контрапунктическое соединение тем в репризном разделе — это «примитивная» тема колоколов и приподнятая танцевальная мелодия.
В Фарандоле из второй сюиты также звучит «Марш трех королей», который затем сменяется другой народной темой, по жанру — плясовой. Это неудивительно, ведь «на ферме шел пир горой… Всем поднесли шатонефа, а простое вино рекой лилось. Потом был фейерверк, костры на гумне, цветные фонарики на всех вязах. Слава святому Элигию! Фарандолу плясали до упаду».
В концерте будут исполнены фрагменты из еще одной сюиты Бизе, составленной им из музыки его бессмертной «Кармен». Прозвучат антракты ко второму и четвертому действиям и прелюдия со знаменитой темой «роковой страсти Кармен». Оба антракта — это тонкие зарисовки, выполненные большим мастером. В антракте ко второму действию звучит песенка дона Хозе, которую Бизе украшает разными вариантами оркестровки. Антракт к четвертому действию написан в жанре арагонской хоты. Бизе применяет здесь расширенную группу ударных инструментов: четыре литавры, треугольник, тарелки, большой барабан. Антракт проносится подобно вихрю, создавая атмосферу праздничного возбуждения, которая станет фоном для трагедии Кармен.
Бизе принадлежал к тем счастливым композиторам, которые умеют в своей музыке пользоваться фольклорными богатствами. К таким же авторам можно причислить и Михаила Броннера (1952) — современного композитора, ученика Тихона Хренникова, автора музыки в самых разных жанрах. Его инструментальный цикл «Восемь еврейских песен» будет исполнен во втором отделении концерта. По словам самого автора, в произведении выразилась ностальгия по уничтоженным в годы Холокоста еврейским местечкам, а также мечта о мирной совместной жизни разных народов.
Еврейская тема с остротой звучала и в творчестве Дмитрия Шостаковича, написавшего цикл «Из еврейской народной поэзии». В этом сочинении Шостакович четко высказывает свою гражданскую позицию по отношению к гонимому народу. Произведение совсем другого типа — «Джазовая сюита» №1. В ней Шостакович обращается к массовым жанрам своего времени и пишет зажигательные танцы — вальс, польку, фокстрот. Таким образом, благодаря Шостаковичу главный герой концерта появится на сцене в своем «коронном» эстрадно-джазовом амплуа.
В концерте примут участие Мария Афанасьева (саксофон-сопрано), Полина Лепшова (саксофон-сопрано), Антон Скиба (саксофон-сопрано), Юлия Биховец (саксофон-альт), Дмитрий Котов (саксофон-альт), Александр Максимов (саксофон-альт), Алексей Холодовский (саксофон-альт), Наталия Белова (саксофон-тенор), Константин Ивлев (саксофон-тенор), Камиль Мубаракзянов (саксофон-тенор), Игорь Флигинских (саксофон-тенор), Илья Кумызов (саксофон-баритон), Михаил Лебедев (саксофон-баритон), Филипп Чумаев (саксофон-баритон), Руслан Зарипов (саксофон-бас),Олег Воробьев (ударные), Алексей Волков (художественное слово).
Оксана Усова