Тебе, о дивный Гайдн, лишь тебе
Даровано каменами благими
Быть вечно новым и неистощимым…
Томас де Ириарте
(перевод с испанского С. Грохотова)
Считающийся первым из трех великих венских классиков, он действительно «открыл дверь» в новую эпоху – венского классицизма. Его творческий путь длился более полувека и охватил все этапы его развития – от становления в середине XVIII века до грандиозной кульминации с выходом в принципиально новое музыкально-философское измерение, ознаменованное творчеством Людвига ван Бетховена. Наследие Гайдна поистине огромно: он работал во всех существующих в его время музыкальных жанрах, от сольных инструментальных пьес до симфоний (которых до нас дошло более ста) и монументальных ораторий. Вся его музыка носит на себе печать его личности и характера, пожалуй, не совсем типичного для музыканта: до последних дней он сохранил редкий оптимизм, гармоничное ощущение мира и духовное здоровье.
В концерте прозвучат два шедевра венского классика. Концерт ре мажор для виолончели с оркестром был написан в 1786 г. для виолончелиста Антонина Крафта, солиста капеллы князя Николая Эстерхази, с которой была связана практически вся творческая жизнь композитора. Это сочинение по праву относят к золотому фонду музыки для виолончели. Оно вошло в репертуар всех выдающихся виолончелистов, от Мстислава Ростроповича до Жаклин дю Пре. Концерт отличает исключительно запоминающийся, яркий тематизм, прозрачность, воздушность и «неперегруженность» фактуры и замечательная, свойственная музыке Гайдна, естественность, легкость и непринужденность изложения. По традиции он состоит из трех частей, первая из которых – стремительное и динамичное Allegro с прекрасной, выразительной и ненавязчиво виртуозной каденцией перед репризой. Вторая часть – созерцательное Adagio, финал – оживленное и радостное рондо.
Вторая часть вечера будет посвящена Девяносто второй симфонии Гайдна. В 1790 г. оставивший более чем тридцатилетнюю службу капельмейстера при дворе князя Эстерхази, которой он отдал более тридцати лет, композитор решился исполнить свою давнюю мечту – повидать мир. Удачным поводом для этого стало предложение английского скрипача и антрепренера Джона Саломона совершить гастрольную поездку по Англии. Помимо других сочинений, по условиям весьма выгодного контракта, композитор должен был написать шесть симфоний для оркестра под управлением Саломона, необычно большого для того времени (сорок человек) и имевшего в распоряжении новый, только что появившийся и еще не вошедший в обиход инструмент – кларнет. Несмотря на опасения близких, шестидесятилетний композитор с огромным удовольствием пустился в дальнюю и непростую дорогу, благополучно перенес плавание и, несмотря на свое полное незнание английского языка, провел в Англии полтора года, встретив там самую благодарную публику и познав грандиозный успех. Симфонии, написанные по английскому контракту, по современной нумерации с 93-й по 98-ю, получили название «Лондонские», а предыдущая симфония – 92-я, написанная еще до гастролей, стала первым сочинением Гайдна, с триумфальным успехом исполненным на английской земле, в Оксфорде, при получении композитором почетной степени доктора Оксфордского университета. Примерив на себя знаменитую пурпурную мантию, преисполненный восторга композитор воскликнул: «I thank you!» - единственное, что позволял его скудный словарный запас (и, разумеется, с весьма ощутимым акцентом). Надо сказать, что запас этот за время, проведенное в Англии, не увеличился, что, однако, не помешало Гайдну стать практически «национальным» английским композитором.
В концерте прозвучат не только музыкальные сочинения композитора, но и фрагменты из книги «История жизни Гайдна, записанная с его слов Альбертом Кристофом Дисом». Не оставив «собственноручно» написанных мемуаров, Гайдн был исключительно избалован вниманием потенциальных (и состоявшихся) своих биографов. А. К. Дис был художником, родился в Ганновере и как «странствующий подмастерье» прошел путь от городов Германии и Австрии до «колыбели» искусства – Рима. В Италии он провел около двадцати лет, после чего вернулся в Вену, где преподавал живопись в Академии художеств. Затем по приглашению князя Эстерхази Дис стал директором его картинной галереи.
Страстным увлечением Диса была музыка, и главным «результатом» этого увлечения стала написанная им биографии Гайдна. Будучи дилетантом, Дис не считал себя вправе подробно анализировать творчество композитора и принял решение остановиться на его личности и житейском облике. И действительно, ему удалось создать прекрасный, живой и неустаревающий портрет гения. Книга построена в виде тридцати глав – «посещений»: именно столько раз Альберт Дис встретился с Гайдном, записывая его воспоминания.
Фрагменты книги прозвучат в исполнении Евгения Редько. Музыка Йозефа Гайдна – в исполнении Камерного оркестра Большого театра (дирижер – Михаил Цинман) и солиста Арсения Безносикова (виолончель).
Наталия Абрютина