«Cилой песнопенья»!

17.10.2017

Возникнув на заре романтического XIX века, русский романс прошел длинный путь от непритязательных «российских песен» музыкальных дилетантов к вершинам камерно-вокальной лирики Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Бородина. Романсы Рахманинова увенчивают собой столетнюю историю развития жанра в дореволюционной России, являясь и ее кульминацией, и итогом.

В программу концерта вошли сочинения из всех семи романсовых опусов Рахманинова, созданных с 1893-го по 1916 г. Стиль произведений, их составивших, естественно, не оставался неизменным в течение этих более чем двадцати лет.

Ранние романсы Рахманинова еще близки вокальной лирике Чайковского, как, например, романс «О не грусти» на стихи А. Апухтина с окончанием на драматичной кульминации. Среди других романсов того же времени – «Полюбила я на печаль свою» на стихи А. Плещеева, написанный в духе народной песни, и элегия «Давно ль, мой друг» на слова А. Голенищева-Кутузова. Тема созвучной чувствам человека природы, важная для Рахманинова, звучит в романсе «В молчаньи ночи тайной» на слова А. Фета. Совсем иначе эта же тема раскрывается в знаменитом сочинении «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева. Фортепианная партия в этом романсе приобретает большую самостоятельность и требует от исполнителя хорошего владения фортепианной техникой. Такая особенность характерна для вокального творчества Рахманинова, который был не только композитором, но и выдающимся исполнителем-пианистом.
В романсах Рахманинова 1900-х гг. усиливается драматизм. Так, в романсе «Отрывок из Мюссе» на стихи Апухтина фортепианными и вокальными средствами создается мрачная картина ночи с ее страхами и предчувствиями. Тревожные бурные эпизоды чередуются с моментами «оцепенения», изображающими, как герой напряженно вслушивается в реальный или мнимый стук неизвестного гостя. И в романсе «Судьба» (также на стихи Апухтина) возникает зловещая «тень» непрошеного гостя – безжалостного рока. Этот романс имеет подзаголовок «К Пятой симфонии Бетховена», вырастая из одного тематического зерна – знаменитой бетховенской «темы судьбы».

Контрастом к этим романсам, полным философских размышлений и тревожных предчувствий, становится «Письмо К.С. Станиславскому от С. Рахманинова» – шутливое музыкальное послание композитора знаменитому драматургу. Поводом к его написанию стало празднование десятилетия Художественного театра. Как раз во время празднования «Письмо» и было исполнено – Федором Шаляпиным. У Рахманинова есть еще романс – «Мы отдохнем», – написанный, как и «Письмо Станиславскому», на прозаический текст – из пьесы Чехова «Дядя Ваня». Его музыка, пребывающая в медленном, даже тяжеловесном движении, выражает и усталость от тягот бытия, и надежду на лучшее время.

В этом романсе текстовая и музыкальная стороны равны друг другу по художественному уровню. Однако часто Рахманинов выбирает для своих вокальных произведений тексты малоизвестных авторов, не обладающие высокими художественными достоинствами. Такой подход, характерный и для Чайковского, раскрывает для нас творческий метод композитора: для Рахманинова в первую очередь был важен эмоциональный импульс стихотворения, пусть и несовершенно выраженный.

Поздние романсы Рахманинова связаны с новым течением в искусстве - символизмом. В качестве текстов Рахманинов избирает стихотворения поэтов-символистов А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Северянина. В концерте прозвучат романсы «Ау!» и «Ветер перелетный» на слова Бальмонта, «Ночью в саду у меня» на слова Блока, «Маргаритки» на слова Северянина. Их отличает тонкое чувство колорита, таинственное, мистическое настроение.

В отличие от романсов, бывших у Рахманинова «на острие» творческого процесса, оперный жанр оказался несколько на периферии его интересов. Рахманин написал три законченные оперы – «Алеко» (по поэме А. Пушкина «Цыганы»), «Скупой рыцарь» (по одноименной пушкинской маленькой трагедии и «Франческа да Римини (на сюжет из «Божественной комедии» Данте). Из них самая «репертуарная» – «Алеко», дипломная работа композитора. В концерте прозвучат три номера из нее: каватина Алеко «Весь табор спит», Романс молодого цыгана «Взгляни: под отдаленным сводом» и Рассказ старика «Волшебной силой песнопенья». Будет также исполнена Сцена и дуэт Малатесты и Франчески из оперы «Франческа да Римини». В концертах примут участие Анастасия Барун (сопрано), Марта Данусевич (сопрано), Тамуна Гочашвили (сопрано), Утарида Мирзамова (сопрано), Елизавета Улахович (сопрано), Мария Баракова (меццо-сопрано), Екатерина Морозова (сопрано), Евгения Асанова (меццо-сопрано), Виктория Каркачева (меццо-сопрано), Вадим Бабичук (тенор), Андрей Скляренко (тенор), Гиорги Стуруа (тенор), Андрей Кимач (баритон), Александр Уткин (баритон), Дмитрий Чеблыков (баритон), Владимир Комович (бас), Игорь Коростылев (бас). Партия фортепиано – Валерия Прокофьева, Елизавета Дмитриева.

Оксана Усова