Играем Моцарта

01.07.2017


Вольфганг Амадей Моцарт, ныне признанный гениальным автором во всех сферах музыкального творчества, сам себя считал, в первую очередь, оперным композитором. Среди опер Моцарта можно найти произведения основных жанров своего времени – комические (оперы-buffa), традиционные оперы-seria на «серьезный» мифологический или исторический сюжет, немецкоязычные шутливые зингшпили. В отдельных шедеврах Моцарт и вовсе разбивает узкие рамки жанра и создает оперы, одновременно освещенные лучезарным смехом и приоткрывающие мрачные тайны бытия («Дон Жуан»). Опера «Идоменей, царь критский», написанная Моцартом в двадцатичетырехлетнем возрасте, не относится к числу его новаторских работ: по всем «внешним» признакам она вписывается в канон итальянской оперы-seria. Традиционен сюжет, основанный на античной мифологии, деление на три акта, номерная структура оперы, определенные типы арий. Однако гений Моцарта смог «вдохнуть жизнь» в эти уже, в общем-то, устаревшие к тому времени схемы и создать произведение, наполненное драматизмом и живыми чувствами.

Сюжет строится вокруг роковой клятвы критского царя Идоменея, пообещавшего морскому богу Нептуну в благодарность за избавление от гибели в кораблекрушении принести в жертву первого человека, которого он встретит на берегу. О его мыслях мы узнаем из арии "Vedrommi intorno...", в которой передан ужас Идоменея от воображаемого зрелища кровавой жертвы. По воле судьбы ей должен стать собственный сын Идоменея Идамант, выбежавший отцу на встречу. Трагическое свидание обрисовывается в арии Идаманта "Il padre adorato...". В ней одновременно слышатся радость и тревога, вызванная непонятным Идаманту угрюмым настроением отца. Прорвавшееся чувство безысходности выражено в арии Идоменея "Fuor del mar...", написанной, несмотря на содержание, в мажорной тональности. Вторая сюжетная линия, тесно переплетающаяся с основной, – любовь Идаманта и критской пленницы Илии. Выражением нежных чувств героев является их лиричный дуэт "S’io non moro...", а также решительная ария Идаманта "Non ho colpa...". Противоположным настроением проникнута ария Электры "D’Oreste, d’Aiace...". По типу она представляет собой так называемую «арию мести», где все выразительные средства направлены на создание образа разгневанной, охваченной отчаянием и ревностью женщины.

Премьера оперы состоялась в 1781 г. в Мюнхене и получила горячее одобрение и поддержку публики. Позднее Моцарт создал новую ее редакцию, заменив партию певца-кастрата тенором. Уже в XX веке моцартовский «Идоменей» неожиданно претерпел еще одну трансформацию: партитуру оперы переработал Рихард Штраус. В произведение были добавлены фрагменты новой музыки – в стиле самого Штрауса; изменен порядок номеров и либретто. В результате родился необычный «гибрид», имеющий собственную сценическую историю.

Жанр оперы, необычайно привлекавший Моцарта, оказал влияние на все его творчество, в значительной мере проникнутое театральностью. Партии музыкальных инструментов у него зачастую воспринимаются как «голоса» героев того или иного оперного амплуа, а музыкальное развитие уподобляется ходу сценического действия с его хитросплетением интриг и разнообразными сюжетными положениями. В Кончертоне до мажор (KV 190), предшествующем «Идоменею» в программе концерта, «действующими лицами» становятся четыре солиста – две скрипки, гобой и виолончель, сопровождаемые оркестром. В первой части пьесы интересна постоянная смена «планов» действия. Шумное tutti, ассоциирующееся с картиной веселого празднества, чередуется с более камерными, утонченными эпизодами. Во второй части камерный ракурс преобладает; на первом плане оказывается прелестный дуэт солирующих скрипок, к которому по временам присоединяется гобой и виолончель. Третья часть – картина праздничного бала, звонкий нарядный менуэт. Лишь изредка он омрачается минорными красками, без которых Моцарт не может обойтись даже в самом «безоблачном» произведении. Атмосферу незатейливого деревенского праздника привнесут Пять контрдансов для оркестра (KV 609), которые будут исполнены в начале концерта.

В концерте примут участие Анастасия Барун (сопрано), Марта Данусевич (сопрано), Утарида Мирзамова (сопрано), Евгения Асанова (меццо-сопрано), Вадим Волков (контратенор), Вадим Бабичук (тенор), Гиорги Стуруа (тенор), Роман Филиппов (скрипка), Алексей Колбин (скрипка), Софья Беляева (гобой), Петр Кондрашин (виолончель).

Оксана Усова