Памяти товарища

16.03.2018

Программу откроют знаменитые «Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Такое название этот цикл получил благодаря Иоганну Гольдбергу — клавесинисту графа фон Кайзерлинга, у которого служил Бах. Граф, страдавший бессонницей, попросил Баха сочинить для Гольдберга пьесы, которые бы тот мог играть ему по ночам. Бах посчитал, что наиболее подходящим жанром в таком случае станет вариационный цикл, и сочинил «Арию с тридцатью вариациями». Цикл объединяется определенной композиционной идеей: каждая третья вариация — это канон, в котором интервал между голосами на одну единицу больше, чем в предыдущем каноне. «Линия» канонов пересекается с другой «линией» — минорных вариаций, которых в цикле три. «Гольдберг-вариации» замечательны не только своим хитроумным устройством. Многие пианисты усматривают в них образцы фортепианной фактуры, свойственные композиторам, жившим много лет спустя (например, Бетховену и даже романтикам).

По степени известности с «Гольдберг-вариациями» может соперничать разве что «Мелодия» К. В. Глюка. Таково «неофициальное» название Танца блаженных теней из второго действия оперы «Орфей и Эвридика». Свою популярность «Мелодия» (которую также называют «Мелодия флейты» по инструменту, исполняющему ее в опере) приобрела неслучайно: из всех глюковских тем это, может быть, самая совершенная. Она обладает редким даже для многих классических шедевров качеством смысловой и эмоциональной многозначности, сочетая в себе противоположные состояния печали и умиротворенности, скорби и надежды.

Из Элизиума, где бродят блаженные тени и Орфей не теряет надежды найти свою прекрасную Эвридику, слушатель переместится на землю, в стихию народных песен и танцев. Их задорные интонации звучат в Серенаде для оркестра ля мажор И. Брамса и Венгерском рондо для фагота с оркестром фа минор К. М. фон Вебера. Яркой концертной пьесе Вебера близко по характеру Концертино для двух труб с оркестром Йозефа Горовица, нашего современника, английского композитора австрийского происхождения. Еще одна эффектная пьеса для солиста с оркестром — Вальс-скерцо П. Чайковского. В нем гармонично уравновешивают друг друга жанрово-юмористические и виртуозные эпизоды и проведения кантиленной темы, что дает возможность исполнителю во всей красе показать свой инструмент.

«От имени» французской музыки прозвучат пьесы С. Франка и Ж. Франсе. Первая часть фортепианного квинтета Франка, отмеченная высоким драматическим накалом, по своей вдохновенности и силе воздействия не уступающая знаменитой скрипичной сонате, которую композитор написал спустя шесть лет после этого квинтета. Жан Франсе — современный французский автор «традиционного» направления. Свое обучение композиции он начинал у знаменитой Нади Буланже. По мысли Франсе, одна из главных задач музыки — доставлять людям радость и удовольствие. Именно эти чувства и вызывает его Трио для флейты, виолончели и фортепиано (переложение для флейты, виолончели и арфы). Инструменты в нем то ведут «диалог» в остроумно-шутливой манере, то объединяются, чтобы вместе исполнить трогательную тему.

Щемящую нотку внесут в программу произведения Астора Пьяццоллы — удивительного композитора, писавшего «на стыке» академической музыки и эстрады, создателя стиля «новое танго». В концерте прозвучит его Гран танго для виолончели с оркестром, а также «Песнь ангела» в переложении для контрабаса и арфы.

В концерте примут участие: Анна Рашина (скрипка), Александр Калашков (скрипка), Алексей Колбин (скрипка), Екатерина Котомина (альт), Анна Скриванек (виолончель), Петр Кондрашин (виолончель), Павел Саблин (контрабас), Галина Эрман (флейта), Софья Беляева (гобой), Евгений Рощин-Иванов (гобой), Владислав Комиссарчук (английский рожок), Алексей Бажалкин (фагот), Дмитрий Плотников (фагот), Андрей Иков (труба), Михаил Гайдук (труба), Ника Рябчиненко (арфа), Ника Лундстрем (фортепиано).

Оксана Усова