Французская музыка – явление очень интересное, и объемлющая, и захватывающая дух. В этой стране революций соперничество разных композиторских школ было не менее острым, чем политическая борьба. XVIII век пережил пусть не кровопролитную, но весьма ожесточенную «войну глюкистов и пиччинистов». А на рубеже XIX и XX столетий общественность была взбудоражена сначала народившимся музыкальным импрессионизмом в лице Дебюсси и Равеля, а затем – нигилистической реакцией на него со стороны композиторов «Группы шести». Тем не менее, в творчестве композиторов из «противоположных лагерей» часто имелось больше сходств, чем различий.
Программа концерта предоставит слушателям возможность обнаружить как различия, так и сходства в музыке двух французов – Мориса Равеля (1875-1937) и Франсиса Пуленка (1899-1963). Будут исполнены два камерных сочинения Равеля – Соната для скрипки и виолончели и Фортепианное трио – и Соната для виолончели и фортепиано Пуленка.
Соната для скрипки и виолончели Равеля была написана в 1918 г. К этому времени композитор уже «выплыл» из моря импрессионистской стихии, открыв для себя прелести современного музыкального языка. Соната возникла как продолжение пьесы для скрипки и виолончели, заказанной Равелю журналом “Revue musicale” для номера, который должен был быть посвящен памяти Дебюсси. Не успевший написать ее в положенный срок, Равель превратил пьесу в первую часть сонатного цикла. Композиционное решение сонаты в крупном плане традиционно: четыре части с быстрым скерцо и медленной третьей частью в середине и быстрым финалом, пронизанным танцевальными ритмами, в данном случае, баскскими. Однако нетрадиционно остальное – состав из двух солирующих струнных инструментов (редкость в сонатном жанре), свежие, порой жестковатые гармонии, возникающие из причудливого сплетения мелодических линий… Сам Равель писал о своем сочинении так: «Я считаю, что эта Соната знаменует поворот в моем творчестве... Полный отказ от обаяния гармонии ради преобладания мелодии». Приоритет мелодии над гармонией (линеарность) – явление, весьма характерное для музыки XX века. Возможно, подобное изменение соотношения выразительных средств и делает произведение сложнее для восприятия, но вдумчивый, заинтересованный слушатель, без сомнения, получит удовольствие от этой занимательной игры живых и гибких голосов виолончели и скрипки.
Фортепианное трио (1914 г.) дает представление о более раннем периоде творчества Равеля, когда в его музыке еще было очень ощутимо тяготение к пышному и красочному импрессионистскому стилю. Особым богатством гармонических красок отличается финальная – четвертая – часть трио. В ней, как и в других частях, используются ритмы и интонации баскской народной музыки. Частое обращение Равеля к музыке этого небольшого народа объясняется национальностью композитора: его мать происходила из басков, чем Равель весьма гордился. Трио примечательно ритмической изобретательностью. В первой его части используется необычный размер 8/8, дающий возможность создавать утонченные, непредсказуемые ритмические рисунки. Финал трио отмечен наибольшей ритмической свободой: в нем сменяют друг друга различные музыкальные размеры, создавая впечатление раскованной танцевальной импровизации.
Камерная музыка не была краеугольным камнем в творчестве для Франсиса Пуленка. Наиболее знаменитое его произведение – моноопера «Человеческий голос», одно из ключевых сочинений, определивших лицо авангарда 1950-х годов. Соната для виолончели и фортепиано (1948) далека от авангардных новаций. Это, в первую очередь, красивая, обаятельная музыка, как будто впитавшая в себя прелесть летних вечеров, парковых прогулок и дружеских встреч. Она легче находит дорогу к слушателю, чем изысканные, но несколько рационалистичные камерные опусы Равеля. Первая часть сонаты – веселый, праздничный марш, который затем сменяется темой романтического плана. Во второй части трепетно звучат прозрачные «акварельные» гармонии, построенные на мягких диссонансах. Музыка третьей части явно имеет юмористический характер. Неожиданные гармонические сдвиги, «залихватский» ритм и мелодические скачки вызывают ассоциации с вполне конкретным композиторским стилем – музыкой Сергея Прокофьева. Финал сонаты, содержащий контрастные музыкальные образы, обрамлен аккордовой темой. Она звучит нарядно и торжественно, придавая всей сонате больший масштаб и утверждая ее светлый, оптимистический посыл.
В концерте примут участие солисты оркестра Большого Александр Калашков (скрипка), Александр Кашин (виолончель), а также Наталья Гусь (фортепиано).
Оксана Усова