Этот замечательный камерный Дворжак!

10.01.2017

Камерных сочинений у Дворжака невероятно много – от крохотных пьес для фортепиано до развернутых струнных квартетов. Акцент в программе концерта сделан на сочинениях для струнных – этот выбор тесно связан с биографией композитора. До начала громкой композиторской карьеры Дворжак около десяти лет играл на альте в оркестре Временного театра в Праге. Как композитор Дворжак стал известен уже в зрелом в возрасте, благодаря музыканту Яну Людевиту Прохазке – ученику Бедржиха Сметаны и яркой фигуре в культурной жизни Чехии. Прохазка ввел Дворжака в круг общества «Умелецка беседа» – его члены составляли элиту музыкальной Праги в конце XIX века. Именно они стали первыми слушателями терцета (соч. 74) и квинтета (соч.2) , которые вошли в программу концерта.

Эти два сочинения, написанные в Праге в 1887 г., обрамляют один из самых исполняемых опусов Дворжака – струнный квартет №12 фа мажор (соч. 96), за которым закрепилось условное название «Американский». В отношении географической привязки это вполне справедливо – Дворжак написал этот квартет в 1893 г. во время пребывания в США. Известного в Старом и Новом Свете композитора – члена Чешской академии наук и почетного доктора Кембриджского университета – пригласили занять место руководителя Нью-Йоркской консерватории. Квартет был написан стремительно, и уже через две недели после появления первых набросков композитор исполнил свое новое сочинение на домашнем концерте у своего друга, скрипача Йозефа Коваржика.

Обманчивое название квартета нередко заставляет слушателей искать в нем следы американской народной музыки – параллели с традицией спиричуэлс или отголоски индейской фольклорной музыки. Впрочем, с уверенностью можно говорить только об одном небольшом, чисто американском элементе – это имитация пения птички пиранги. Надсадные, резкие выкрики Дворжак попытался нотировать в своей записной книжке – и, как можно услышать в самом начале скерцо, передал птичий клекот первой скрипке.

Интерес Дворжака к американской народной музыке не вполне укладывается в образ национального чешского композитора. Более ожидаемо в портрет автора «Славянских танцев» и страстного аранжировщика чешского фольклора вписывается более раннее сочинение, вошедшее в программу концерта, - Квинтет для фортепиано и струнного квартета №2 ля мажор. Обманчиво умиротворяющее начало салонной пьесы оборачивается неудержимой пляской. Здесь во второй и третьей части Дворжак соединил два национальных танца – украинскую думку и чешский фуриант. В финале они сливаются в энергичный вихрь фольклорных мотивов, который и станет завершающим «аккордом» этого вечера.

В концерте выступят музыканты оркестра Большого театра – Анна Яновская (скрипка), Светлана Микляева (скрипка), Дмитрий Усов (альт) и Дарья Беляева (виолончель). Партию фортепиано исполнит Станислав Дяченко, дирижер, доцент Московской Консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат российских и международных конкурсов.