От Варламова до Рахманинова

10.10.2017

Со времен Петра I и его знаменитых ассамблей ведет свое начало светская музыка на Руси, а первая пора ее расцвета наступает уже в XVIII веке. В ту эпоху инструментальная и камерная вокальная музыка звучала при дворе и в дворянских домах и усадьбах, а несколько позже – и в более демократичной среде. Увлечение домашним музицированием привело к тому, что стали создаваться кружки музыкантов-любителей, собиравшихся, чтобы исполнять и слушать музыкальные произведения. В XVIII столетии широкой известностью пользовался кружок разностороннего интеллектуала Николая Львова, а в XIX-м – музыкальные салоны братьев Виельгорских, Владимира Одоевского, Зинаиды Волконской.

На музыкальных вечерах в кругу просвещенных любителей звучала европейская и русская музыка. Популярностью пользовались обработки народных песен и романсы «в народном духе». Одно из таких сочинений – романс Александра Варламова «Что мне жить и тужить» – вошло в программу концерта. В этом произведении «обороты» русского городского фольклора соединяются с типично итальянскими вокальными фиоритурами (успех итальянской оперы в России во времена Варламова был вне конкуренции).

С развитием русской оперы в репертуар домашнего и концертного исполнительства вошли арии из любимых спектаклей. В концерте прозвучат две арии – Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. Глинки и Снегурочки («С подружками по ягоду ходить») из одноименной оперы Н. Римского-Корсакова. Ария Антониды – печальное признание героини: счастливая невеста грустит, но оплакивает не свою девическую волю, она тревожится за ушедшего с поляками отца. В музыке выражена и тоска Антониды по родимому батюшке, и ее решимость дать отпор врагам. Снегурочка Островского-Римского-Корсакова – персонаж совсем иного плана. Рожденная Дедом Морозом и Весной, она до поры до времени не знает ни чувства любви, ни чувства преданности. В первой арии Снегурочки Римский-Корсаков создает образ беззаботной, игривой девушки, с удовольствием распевающей песенки своим прелестным голоском.

Так сложилось, что в XVIII – первой половине XIX века вокальная музыка в России развивалась гораздо более интенсивно, чем инструментальная. Однако и в камерных инструментальных жанрах были созданы сочинения, вошедшие в золотой фонд русской классики и исполняющиеся до сих пор. Среди них – знаменитое Патетическое трио Глинки и его же Альтовая соната.

Патетическое трио (1832 г.) Глинка написал, находясь в Италии, куда он отправился для поправки здоровья. В первоначальном варианте оно предназначалось для кларнета, фагота и фортепиано. Позже, выполняя просьбу своего издателя, Глинка создал версию для более традиционного состава, а именно – скрипки, альта и фортепиано. Разумеется, живя в Италии, композитор не мог не впитать в себя музыку этой страны, в том числе знаменитую вокальную кантилену. Что отчетливо слышится и в этом трио, в его пластичных выразительных мелодиях. Интересна планировка этого сочинения. Первые три части – взволнованное Allegro, изящное скерцо и медленное Largo – идут без перерыва, соединяясь музыкальными связками. Последняя часть вступает после цезуры с повторением драматичной начальной темы произведения, чем создается яркий, почти театральный контраст.

Соната для альта, написанная в 1825-1828 гг., близка Патетическому трио по своей образности. Она осталась незаконченной: Глинка написал лишь две части, Allegro и Largetto. Несмотря на это, она стала популярным произведением и любима многими слушателями.

Менее известны камерные произведения композиторов-последователей Глинки – Октет для духовых и струнных инструментов М. Балакирева и Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели А. Бородина. Оба эти произведения относятся к ранним периодам в творчестве композиторов и не столь ярко представляют их стиль, как более зрелые опусы. В концерте также прозвучат Пять пьес для фортепиано Ц. Кюи, соратника Балакирева и Бородина по Могучей кучке, – изящные, как бы «игрушечные» миниатюры.

Элегическое трио соль минор С. Рахманинова также является его ранним сочинением –композитор написал его во время учебы в консерватории. Здесь еще нет тех специфических «рахманиновских» гармоний, по которым мы безошибочно узнаем его стиль. Однако мощная экспрессия и высокий эмоциональный накал, свойственные музыке Рахманинова, и здеь проявляются уже в полной мере. Величественно звучит первая тема трио, написанного в одночастной форме. Ее сменяет тихий хоральный эпизод, вызывающий ассоциации с церковным пением. Светлая надежда слышится в оживленной побочной теме, однако оканчивается сочинение кодой с красноречивым указанием alla marcia funebre – «в характере похоронного марша». Очевидно, для Рахманинова элегическое начало здесь сближается с трагическим, так же как и в его знаменитой фортепианной Элегии и втором Элегическом трио, посвященном памяти Чайковского.

В концерте примут участие Дарья Зыкова (сопрано), Станислав Ярошевский (флейта), Евгений Рощин-Иванов (гобой), Михаил Меринг (кларнет), Алексей Бажалкин (фагот), Артур Арзуманов (валторна), Светлана Микляева (скрипка), Илья Соколов (альт), Ольга Филатова (виолончель), Арсений Безносиков (виолончель), Сергей Панов (контрабас), Марина Белашук (фортепиано), Елена Попкова (фортепиано).

Оксана Усова