Первый номер программы – Октет для струнных Макса Бруха (1838-1920). Этот октет – одно из последних сочинений композитора: он был написан в 1920-м, когда Максу Бруху было уже за восемьдесят. В ХХ веке жанр струнного октета процветал, но в романтическую эпоху он не был широко распространен. Пожалуй, самый известный романтический октет принадлежит Феликсу Мендельсону. Брух во многом ориентировался на его модель, но внес при этом интересное изменение в инструментальный состав: если у Мендельсона октет понимался как «двойной» квартет – каждый из инструментов-«участников» струнного квартета использовался дважды, то Брух заменил вторую виолончель на контрабас, что придало звучанию особую глубину и «оркестровую» полноту.
Октет был создан в тяжелый для композитора период. В 1918 г. скончалась его жена Клара, с которой он прожил около сорока лет, а в 19-м рухнула Германская империя, что также отразилось на его жизни. Однако, несмотря на все печальные обстоятельства, октет ни в коей мере не несет на себе печати прощания или позднеромантической тягостности и мрачности, зачастую свойственной музыке начала XX столетия.
Первая часть – сонатное аллегро с медленным вступлением, драматичной главной и замечательной лирической побочной темой, безусловно контрастными, но по сути не конфликтными, а дополняющими друг друга. Вторая часть – adagio – написана в матово-сумрачном ми бемоль миноре. Первая его тема – вокально-ариозного характера, в сопровождении сдержанных аккордов – напоминает скорбную барочную арию. Вторая тема также вокальна, но близка уже к прекрасному «инструментальному романсу», а пиццикато в сопровождении вызывают ассоциации с романтическим оркестровым звучанием арфы. Две лирические темы чередуются с торжественным и горделивым маршеобразным эпизодом, который, как и в первой части, лишь оттеняет их, не составляя с ними острого конфликта.
Третья часть: радостная и возбужденная главная тема «встречается» с песенной побочной, которая ассоциируется с «уютной» городской немецкой песенностью и проводится то в партии сольного инструмента, то в аккордовом изложении, напоминая традиционное немецкое хоровое пение.
«Времена года в Буэнос-Айресе» аргентинца Астора Пьяццоллы, известного на родине как «El Gran Ástor» («Великий Астор») представляет собой цикл из четырех композиций в созданном им жанре «tango nuevo», сочетающем в себе черты аргентинского танго, джаза и академической музыки. В оригинале солирующую партию исполнял бандонеон, мастером игры на котором был сам Пьяццолла, однако были выполнены множество переложений для различных составов инструментов (в том числе и для скрипки в сопровождении струнных). Пьяццолла свободно использует форму барочного концерта, чередуя эпизоды solo и tutti, при этом позволяя себе весьма остроумные и тонкие отсылки к все же, пожалуй, самым известным «Временам года» – концертам Антонио Вивальди. От случая к случаю в изысканную фактуру танго внедряются цитаты из соответствующих частей «Времен года» Вивальди. При этом Пьяццолла как художник ХХ века искусно пользуется разнообразными эффектными приемами игры на струнных: glissandi, удары по корпусу, игра древком смычка, у колодочки, у подставки и многими другими.
Во втором отделении концерта прозвучит музыка румынского композитора Джордже Энеску – еще один струнный октет (Октет для струнных до мажор), продолжающий линию октетов, тянущуюся от Феликса Мендельсона. Энеску был выдающимся музыкантом своего времени – композитором, дирижером, просветителем, собирателем румынского фольклора, непревзойденным скрипачом и педагогом. С девяти лет он выступал на сцене в качестве скрипача, получив от рецензентов титул «румынского Моцарта». Количество завершенных и дошедших до нас сочинений Энеску невелико, и Октет принадлежит к лучшим из них.
Работа над сложной и объемной (около сорока минут звучания) партитурой заняла полтора года. Октет состоит из четырех частей, которые соединяются в общую сонатную композицию, подобно Первому концерту и Сонате си минор Листа. Первая часть и финал воспринимаются как экспозиция, наполненная целым «фонтаном» запоминающихся и самобытных тем, и общая реприза. Между ними – демоническое, в чем-то «фаустианское» скерцо (II часть) и философски-мистическая, засурдиненная медитация (III часть). Масштаб Октета выходит за рамки чисто камерного произведения, и, возможно, поэтому, самим Энеску был одобрен вариант его исполнения полным составом струнного оркестра с выделением отдельных солирующих голосов.
В концерте примут участие Рустам Сулейманов, Ашот Гаспарян, Дмитрий Новиков, Андрей Баскин, Гайк Заргарян (скрипка), Иван Саенко, Алексей Яненко, Василий Девякович (альт), Арсений Котляревский, Александр Кашин (виолончель), Олег Трусов (контрабас).
Наталия Абрютина