В стенах Парижской академии — а это совсем еще молодая институция, существующая с 2015 г. — шлифуют свое мастерство будущие большие профессионалы самых разнообразных специальностей, которым предстоит создавать спектакль буквально «от и до»: певцы и концертмейстеры, артисты оркестра, педагоги, режиссеры, костюмеры, гримеры и т.д. (в настоящее время здесь совершенствуются тридцать девять молодых специалистов со всего мира). Они вместе учатся, обмениваются опытом и участвуют в постановках Парижской оперы. Наши артисты во время стажировки могли не только увидеть, как это происходит, но и поучиться с ними и «как они», в течение трех недель занимаясь с лучшими педагогами академии, и в заключение «показать» себя, выступив в концерте — опять же совместном — в Амфитеатре Оперы Бастилии.
Программа «ответного визита» построена зеркально. Пятеро воспитанников Академии — Марианна Кру (сопрано), Фарах Эль Дибани (меццо-сопрано), Мачей Квасниковски (тенор), Данило Матвиенко (баритон) и Бенджамин д’Анфрей (пианист-концертмейстер) — в течение трех недель посещают мастер-классы по сценическому движению, речи, актерскому мастерству, знакомятся с театром и спектаклями Большого. И конечно, готовятся к совместному — с артистами нашей МОП — «отчетному» концерту в Бетховенском зале, который состоится 22 ноября и будет повторен 24-го. Главная тема концерта и, соответственно, занятий — итальянская вокальная музыка. Программа изысканна и необычна: прозвучат редко исполняемые у нас мадригалы и красивейшие итальянские арии XVII-XVIII веков, а также сочинения века XX-го, написанные в «старинном стиле». Погрузиться в этот непростой материал и «освоить» его молодым артистам помогает известнейший педагог-репетитор по итальянскому репертуару Алессандро Аморетти. Он не впервые сотрудничает с МОП и, помимо Большого театра, регулярно дает мастер-классы в Королевской датской оперной академии, Академии Сибелиуса, Высшей школе искусств Бремена, Музыкальной академии Листа в Веймаре, Университете Южной Каролины, работает с вокалистами на Глайндборнском фестивале, в театрах Стокгольма и Копенгагена, Бремена и Веймара и др. В предстоящих концертах в Бетховенском зале Алессандро Аморетти выступит в качестве концертмейстера.
***
Концертная программа составлена концептуально безукоризненно: будем изучать Италию – в восприятии музыкантов прошлого и на прошлое посмотрим глазами итальянских композиторов. В первом отделении концерта будут исполнены старинные арии из легендарного собрания композитора и издателя XIX века Алессандро Паризотти, а второе станет своеобразным «музыкальным приношением» великому прошлому от итальянских композиторов первой половины XX века.
Алессандро Паризотти (1853-1913) был профессором Римской консерватории, композитором, но свой особый след в искусстве оставил редакторской деятельностью: ему принадлежит уникальное собрание песен и арий эпох барокко и классицизма под общим названием «Arie antiche», которое стало, по словам выдающейся певицы и дирижера Натали Штутцманн, библией для всех, кто встал на путь освоения итальянского бельканто.
Интерес к музыкальному наследию прошлого был одной из явственных примет того времени. Так, в 1829 г. под руководством юного Феликса Мендельсона с величайшим размахом были исполнены обнаруженные им (ранее были утеряны) Страсти по Матфею Баха. С огромным рвением музыку эпохи барокко изучали романтики Брамс, Шуман, Лист, «внедряя» ее элементы в свои собственные сочинения. Подобно Мендельсону, заново открывшему публике забытое почти на сотню лет хоровое полотно Баха, Паризотти включил в собрание найденные и обработанные им арии ушедших времен. И подобно Мендельсону, истолковавшему музыку Баха в романтическом ключе, он «романтизировал» эти арии в своей редакции. Они предстают в изложении для одного или двух голосов в сопровождении современного редактору фортепиано, а фактура, гармонический язык и украшения вокальной линии местами изменены в соответствии с духом иной эпохи.
«Arie antiche» – это настоящий музыкальный «цветник», полный сокровищ раннего итальянского бельканто. Концерт (пишем в единственном числе, потому что программа повторяется «дословно») откроет одна из замечательных и особенно любимых исполнителями арий – «Se tu m’ami» («Если любишь»), которая долгое время приписывалась Дж. Перголези (именно так она обозначена в оригинальном издании). Однако с самого начала его авторство вызывало некоторые сомнения. В XX веке была распространена версия, будто ария представляет собой подлинную неаполитанскую песню. Но сейчас принято считать, что создателем «Se tu m’ami» является сам Алессандро Паризотто. Так эта незамысловатая, но очаровательная миниатюра оказалась в ряду таких выдающихся музыкальных «мистификаций», как Адажио Джадзотто («Альбинони») и «Аве Мария» Вавилова («Каччини»). Музыка последнего также прозвучит в концерте (и тут в авторстве уже нет никаких сомнений). Публика услышит мадригал Каччини «Amarilli, mia bella». И насладится «подлинным» Перголези: от «лица» автора знаменитой Stabat Mater прозвучит ария «Ogni pena più spietata» («Безжалостное наказание»), написанная еще до того, как, оказавшись под гнетом тяжелого недуга, он резко переменил свою жизнь и полностью переключился со светской музыки на духовную.
Еще одним «героем» музыкальной мистификации – или просто путаницы – стал Бенедетто Марчелло, чье имя носит Венецианская консерватория и которому принадлежит экспрессивная ария «Quella fiamma che m’accende» («Пламя, что сжигает меня»). Марчелло был автором внушительного количества вокальных сочинений светского и духовного характера, а также юристом, политиком, написавшим приобретший невероятную известность памфлет «Модный театр», в котором он в сатирической форме раскритиковал современный ему музыкальный театр. Ему долгое время приписывался концерт ре минор для гобоя и струнных, ставший особенно знаменитым благодаря переложению его для клавира соло, осуществленному И. С. Бахом. Впоследствии стало известно имя настоящего автора: это был брат Б. Марчелло, композитор Алессандро Марчелло, философ, математик и поэт, автор совсем небольшого количества музыкальных сочинений, которые публиковал под псевдонимом Этерио Стинфалико.
Среди имен, нашедших свое место в собрании Паризотто, немало «мастодонтов» итальянской оперы. Слушатели смогут познакомиться с фрагментом первой в истории музыки оперы – «Эвридики» Якопо Пери, премьера которой состоялась во Флоренции в 1600 г., а также с музыкой выдающихся композиторов – Антонио Вивальди и основателя неаполитанской оперной школы Алессандро Скарлатти. Прозвучит также музыка Пьетро Франческо Кавалли, ведущего оперного композитора Венеции, ученика гениального Монтеверди и его преемника в качестве капельмейстера собора св. Марка в Венеции, и Антонио Кальдары, еще одного венецианца, чрезвычайно плодовитого композитора, оставившего могучее творческое наследие, в котором, помимо всего прочего, «значатся» шестьдесят девять опер. Притяжение оперы не оставило равнодушным и Антонио Чести, францисканского монаха, которого страсть к светской музыке привела к серьезному внутреннему конфликту.
Несомненно обрадует слушателей знакомая многим ария Джузеппе Джордани «Caro mio ben» («Возлюбленный мой»), благодаря исключительно пластичной и естественной мелодике давно возведенная в «ранг» подлинных жемчужин своего жанра.
Стефано Донауди (1879-1925), как и Алессандро Паризотти, приобрел известность благодаря своему сборнику – собранию «36 арий в старинном стиле», но, в отличие от последнего, он составил его целиком из собственных опусов. Несмотря на то, что им написан ряд сочинений в других жанрах, именно эти арии закрепились в концертном репертуаре благодаря исключительной естественности и чувственности вокальной линии в сочетании с мастерской техникой в лучших традициях итальянского бельканто.
Отторино Респиги (1879-1936) известен, в первую очередь, своими выдающимися оркестровыми сочинениями. Он получил образование в Болонском музыкальном лицее, где, помимо занятий на скрипке и альте и в классе композиции, занимался также под руководством музыковеда Луиджи Торки.Который, будучи автором фундаментальных трудов об итальянской музыке XIV-XVII веков, привил ученику интерес к музыке прошлого. «Четыре песни Габриэле Д’Аннунцио» (1920) – одно из немногих сочинений Респиги, написанных для традиционного «тандема» голоса и фортепиано. Необычное впечатление производит сочетание изысканных стихов Д’Аннунцио и импрессионистски-красочного, но несколько холодного, отстраненного звучания музыки Респиги. В фактуру четвертой части цикла «встроена» подлинная цитата из арии Антонио Чести, мелодия которой постоянно звучит в фортепианной партии, создавая ощущение мистического прозрения.
Неожиданным финалом вечера станет совместное исполнение участниками концерта мадригала Луки Маренцио – композитора (XVI век), считающегося предшественником знаменитых Монтеверди и Джезуальдо и получившего от современников поэтичное прозвище «сладчайшего лебедя Италии». Его перу принадлежат более шестисот мадригалов, написанных на выдающиеся тексты Данте, Петрарки и Тассо. Миниатюрный шедевр эпохи позднего итальянского Возрождения станет таинственным и красноречивым многоточием, на время закрывающим изысканное, резное окно в мир итальянского искусства.
Наталия Абрютина
Эти ноябрьские концерты продолжают традицию совместных выступлений артистов Молодежной оперной программы Большого с участниками аналогичных проектов зарубежных музыкальных театров – победителями конкурса Королевы Сони в Осло, Парижской национальной оперы, артистами Молодежной программы им. Линдеманнов театра Метрополитен-опера и Академии молодых певцов театра Ла Скала. Ранее на Новой сцене проходили концерты, объединяющие участников МОП и артистов Академии бельканто Миреллы Френи в Модене, а также Молодежной программы Джетт Паркер Королевской оперы Ковент-Гарден, Зальцбургской программы усовершенствования молодых певцов и Международной оперной студии Оперы Цюриха.