Концерт посвящен памяти солиста оркестра Большого Андрея Локаленкова.
«Хрипун, удавленник, фагот»… такое устойчивое и самое незавидное прозвище приобрел со времени Грибоедова один из интереснейших инструментов деревянной духовой группы. В действительности фаготу доступна музыка самого разного характера - от лирики до гротеска. Разнообразны и жанры, в которых фагот выступает как солист или участник ансамбля: сонаты, дуэты, трио, произведения для духовых. Одна из часто исполняемых фаготовых сонат принадлежит французскому композитору Камилю Сен-Сансу. В каждой из ее четырех частей ощущаются самобытные черты французской музыки: воздушность колорита, изящество, эмоциональная уравновешенность. Эта соната не очень сложна для исполнения. От артиста в ней требуется скорее умение выразительно сыграть мелодию, чем продемонстрировать экстраординарные технические данные.
Трио с участием фагота – явление не очень частое, но в музыке встречающееся. Известный образец ансамбля такого рода – «Патетическое трио» Михаила Глинки для кларнета, фагота и фортепиано ре минор. Здесь фагот – c «порученными» ему трогательными и взволнованными музыкальными темами – выступает «на равных» с кларнетом. В третьей части Глинка использует редкий прием для игры на фаготе – vibrato. Благодаря ему манера звукоизвлечения у музыканта-духовика максимально приближается к вокальной. Голос фагота приобретает таким образом особую теплоту.
В концерте также прозвучат две части из Трио для валторны, скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор Иоганнеса Брамса – медленная третья и быстрый финал. Эти части, вероятно, представляют наибольший контраст в цикле: глубоко печальную, трагическую третью сменяет радостное, оживленное движение четвертой.
Репертуар фагота существует не только за счет оригинальных произведений, написанных для этого инструмента, но и переложений. Так, например, на фаготе в сопровождении фортепиано с успехом исполняется фортепианная прелюдия Анатолия Лядова op. 31 си-бемоль минор. Ее кантиленная мелодия с широкими скачками, возможно, звучит на духовом инструменте даже более выпукло, чем на «родном» клавишном.
В еще одном переложении для фагота в сопровождении фортепиано - Пьесе в форме хабанеры Мориса Равеля – «главный герой» концерта заменит вокальный голос. Хабанера, популярный танец и песня в испаноговорящих странах, стала известной всему миру благодаря бессмертной опере Бизе «Кармен». В творчестве Равеля она – распространенное явление, чему есть причина: композитор имел в том числе и испанские корни.
Произведение для необычного состава исполнителей – «Бразильская бахиана» № 6 Эйтора Вила Лобоса, исполняемая дуэтом – фаготом и флейтой. Эта пьеса – одна из девяти «бахиан» Вила Лобоса, представляющих собой своеобразный творческий диалог с музыкой Иоганна Себастьяна Баха. Композитору удивительным образом удается соединить баховскую барочную полифонию с бразильским фольклором. Звучание фагота в концерте, кроме валторнового трио Брамса, «оттенит» Элегия для трубы и фортепиано современного американского композитора Джозефа Туррина. Стилизация в ней не используется: эта пьеса целиком написана свежим гармоническим языком XX столетия. Музыку Туррина здесь отличает некоторая нервность, порой даже взвинченность; пронзительный тембр трубы как нельзя лучше подходит для выражения эмоций такого типа.
В программу войдут также два произведения «с участием» виолончели, близкой фаготу по регистру и диапазону. Одно из них – Элегическая песня Флорана Шмитта, изначально написанная для этого инструмента и оркестра, – прозвучит в переложении для виолончели и арфы. Флоран Шмитт (1870-1958) - французский композитор, музыкальный критик, педагог, ученик сразу двух знаменитых французских мастеров - Жюля Массне и Габриэля Форе. Несмотря на то, что большая часть творческой жизни Шмитта пришлась на двадцатый век, его стиль продолжает романтические традиции. В Элегической песне слышатся все признаки этого музыкального направления: высокий эмоциональный «градус», красочные гармонии, «бесконечная», говорящая и поющая мелодия. Элегия из Фортепианного трио ре минор известного русского композитора конца XIX века Антона Аренского также целиком принадлежит к романтическому стилю; она близка сочинению Шмитта и названием, и музыкальным содержанием. Однако если в Элегии Шмитта слышится только взволнованность, порыв, музыка Аренского передает одновременно и трагические переживания.
Программу завершат два произведения для ансамбля духовых инструментов, оба созданные современными авторами по мотивам классических опер: «Мемуары Рудольфа» Николая Попова и «Посвящение другу Папагено» Жана Франсе. В них вновь оживут знакомые всем мелодии из любимых опер – «Богемы» Пуччини и «Волшебной флейты» Моцарта.
В концерте примут участие артисты оркестра Большого театра Алексей Бажалкин (фагот), Сергей Бобченков (фагот), Андрей Рудометкин (фагот), Алексей Марутаев (контрафагот), Наталья Береславцева (флейта), Николай Попов (флейта), Станислав Ярошевский (флейта), Сергей Лысенко (гобой), Владислав Комиссарчук (английский рожок), Сергей Петров (кларнет), Дмитрий Романов (кларнет), Илья Первозванский (валторна), Алексей Раев (валторна), Андрей Иков (труба), Инна Ли (скрипка), Анна Рашина (скрипка), Анна Скриванек (виолончель), Дмитрий Суриков (виолончель), Татьяна Осколкова (арфа), Надежда Демьянова (фортепиано), Вера Часовенная (фортепиано), а также их коллеги Марина Муравина (фортепиано) и Марина Тяхт (фортепиано).
Оксана Усова