«Чайковский и Шекспир»… так можно было бы назвать программу концерта камерного оркестра Большого театра, посвященного 175-летнему юбилею П.И. Чайковского. За пультом на этот раз будет музыкальный руководитель – главный дирижер Большого Туган Сохиев.
Музыка к трагедии «Гамлет» была написана Чайковским по просьбе друга – знаменитого французского актера и драматурга Люсьена Гитри для его прощального бенефиса в Михайловском театре (1891 г.). Но еще раньше, в 1888 г., по просьбе все того же Гитри была написана и впервые прозвучала увертюра по мотивам «Гамлета».
Для шестнадцати музыкальных номеров к драматическому спектаклю, представленному французской труппой (пьесу давали в обработке А. Дюма-сына), композитор частично использовал ранее сочиненную музыку; среди некоторых оригинальных фрагментов сцена Офелии представляет наибольший интерес. Она включает в себя две песни и «мелодраму» (драматический монолог под музыку) и требует от исполнительницы в равной мере музыкального и актерского таланта.
В том же 1888 г. Чайковский начал работу и над балетом на сюжет сказки Шарля Перро. «Спящая красавица» - первый плод совместной работы с другим выдающимся представителем французской культуры, хореографом Мариусом Петипа – принесла композитору триумфальный успех. Недаром она обрела вторую, третью и т.д. жизнь в виде различных симфонических сюит, которые очень часто исполняются на концертной эстраде. Однако на сей раз прозвучит редко исполняемый «Антракт» (№ 18) с партией солирующей скрипки, предшествующей финальной сцене пробуждения.
«Дуэт Ромео и Джульетты» относится к посмертным сочинениям Чайковского – тем, что были обнаружены С.И. Танеевым при разборе рукописей композитора; верный ученик придал завершенный вид и оркестровал незаконченный фрагмент Учителя. Между тем, этот дуэт – яркое свидетельство того интереса, который испытывал Чайковский к шекспировской трагедии на протяжении всего творческого пути. Еще в 1869 г. он заканчивает первую редакцию увертюры-фантазии, к которой потом будет неоднократно возвращаться; а 1878 г. пишет брату Модесту: «Конечно, я буду писать «Ромео и Юлия» ... Это будет самый капитальный мой труд. Мне теперь смешно, как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы. Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера». Позже Чайковский отказался от своего намерения, не пожелав «конкурировать» с широко популярной в России оперой Гуно на тот же сюжет, но в 1883 г. снова вернулся к нему в своих мыслях… Точная датировка дуэта неизвестна; возможно, он был написан в самые последние месяцы жизни композитора. Кто знает, не подарил бы нам Чайковский подлинно шекспировскую оперу, где, по его собственным словам, «нет ничего составляющего рутинную принадлежность … оперы», а есть «любовь, любовь и любовь»?
В концерте также прозвучит «Серенада для струнного оркестра» (1880 г.). При жизни Чайковского она стала одним из популярнейших его произведений, постоянно «сопровождавших» композитора на многочисленных гастролях; сегодня это произведение не менее популярно и в хореографической версии, предложенной Джорджем Баланчиным.
Внешне соответствующая (главным образом, в «сонатинной» I части) дивертисментным формам музыки XVIII века, «Струнная серенада» была данью преклонения перед Моцартом, на что указывал сам автор («Я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца»). Между тем, облик финального Рондо с его энергичным ритмическим потоком на основе народных тем (хороводной «Как по лугу, лугу…» и плясовой «Под яблонью зеленою…») исполнен подлинно русского характера; музыка средних частей – неторопливого, изящного «Вальса» и глубоко экспрессивной «Элегии» - по эмоциональной наполненности, широте мелодического дыхания и тончайшей отделке нюансов не уступает лучшим страницам «Ромео и Джульетты» и «Спящей красавицы».
Отсылку к эпохе рококо содержат и «Вариации» для виолончели с оркестром, сочинявшиеся в 1876-77 гг. и впервые исполненные замечательным виолончелистом, профессором Московской консерватории В. Фитценхагеном (в его редакции это сочинение обычно исполняется и сегодня). Как ни странно, они не пользовались большой известностью при жизни композитора, но теперь входят в репертуар каждого крупного виолончелиста (и в программу III тура Международного конкурса им. Чайковского).
«Тема рококо», блестяще стилизованная самим автором, в каждой вариации принимает разные обличья. Ее первоначальный «галантный» облик отходит на второй план, преображаясь то в задумчивую элегию, то в восторженный лирический монолог; масштабная сольная каденция приводит к стремительной вариации-коде.
В концерте принимают участие артисты Молодежной оперной программы театра – лауреат международных конкурсов Екатерина Морозова (занята в спектаклях «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро», а совсем недавно исполнила заглавную партию на премьере «Иоланты») и Павел Валужин, дебютировавший в 2015 г. в партии герцога Мантуанского («Риголетто»).
Соло в антракте из «Спящей красавицы» исполнит заслуженный артист России, солист-концертмейстер оркестра театра Александр Калашков, в «Вариациях на тему рококо» - лауреат международных конкурсов Петр Кондрашин, представитель выдающейся музыкальной династии, с успехом совмещающий сольную концертную деятельность с работой первого концертмейстера группы виолончелей в оркестре Большого театра.