За исключением провальной премьеры одной из первых русских оперетт («Богатыри» А. Бородина), выдержавшей всего лишь единственное представление, в течение полутора веков Большой препятствовал проникновению на свою сцену этого жанра.
Хотя – вот ирония судьбы! – именно Оперетте было отдано в 1961 г. здание филиала Большого. Но несколько лет назад стереотип был все-таки разрушен – и на новую сцену театра выпорхнула «Летучая мышь». А теперь, в канун 2016 года, впервые за всю историю Большого на его исторической сцене состоится праздничный концерт, который соберет, кажется, все мыслимые и немыслимые шлягерные номера. Это новогодний подарок театра от всего сердца, а точнее, «В ритме сердца» - так назван эпохальный вечер.
Фрагменты произведений самых разных авторов, эпох и стилей будут объединены в цельное музыкально-хореографическое представление волею молодого режиссера, постановщика наших «Кая и Герды» и «Баек» Дмитрия Белянушкина. Публике предстоит раздвинуть свои горизонты: она услышит не только то, что хорошо известно и любимо сегодня, но и подзабытые популярные мелодии, которыми заслушивались много лет назад.
Увертюра к опере «Кола Брюньон» (это одно из лучших произведений Дмитрия Кабалевского; блистательная увертюра к «Летучей мыши»; номера из оперетт Оффенбаха («Перикола», «Герцогиня Герольштейнская», «Робинзон Крузо», «Парижская жизнь», и «Орфей в аду»), а также его знаменитая Баркарола из оперы «Сказки Гофмана», с одной стороны, и фрагменты из «Белой акации» Дунаевского и «Холопки» Стрельникова, с другой.
Но основу программы все же составят шедевры венской оперетты – Штрауса-сына, Легара («Страна улыбок», «Паганини», «Веселая вдова»), Кальмана («Мистер Икс», «Принцесса цирка»), а также менее известных сегодня авторов - Хойбергера («Оперный бал»), Миллёкера («Нищий студент») и Целлера («Продавец птиц»). Будет исполнен и бравый вставной номер (Куплеты генерала Дугласа) Леонида Фейгина (композитора, скрипача и аранжировщика), написанного к оперетте фон Зуппе «Донна Жуанита».
Завершат концерт отрывки из классических мюзиклов Леонарда Бернстайна «Кандид» и «Вестсайдская история», а также фрагмент из оперетты «Роз-Мари», написанной предшественником знаменитого композитора и дирижера, классиком американской оперетты Рудольфом Фримлем.
В оперетте танцуют все (или почти все)! Так что будут исполнены и танцевальные номера - Штрауса-сына, Дунаевского, Бернстайна и Шостаковича.
В концерте принимают участие солисты оперной труппы Большого театра Ольга Кульчинская, Анна Аглатова, недавно принятая в труппу Ольга Селиверстова, Агунда Кулаева, Марат Гали, Олег Долгов, Максим Пастер, Константин Шушаков и Николай Казанский; приглашенная солистка театра Нина Минасян, а также артисты Молодежной оперной программы Руслана Коваль, Екатерина Морозова, Марта Данусевич, Василиса Бержанская, Евгения Асанова, Арсений Яковлев, Павел Валужин, Илья Кутюхин и Александр Киреев.
В танцевальных номерах, поставленных Анастасией Кадрулевой и Артемом Игнатьевым хореографами театра «Балет Москва» и создателями компании «Dance Video Art», заняты артисты мимического ансамбля. Оперетта, мюзикл, праздник… Но есть еще и четвертая составляющая у этого концерта: роскошные шляпы, в которых не стыдно было бы показаться ни на скачках в Эскоте, ни в Москве на «радио Монте-Карло». Их предоставил модный «Дом шляпки Lilia Fisher» - известного российского дизайнера головных уборов и аксессуаров Лилии Фишер.
За дирижерским пультом – маэстро Павел Клиничев!
ЭКСКУРС в ИСТОРИЮ
«Падчерица муз» или «Солнечный жанр»?
"Вы неправы, мой друг, когда пренебрежительно отзываетесь об этом жанре. Все дело в том, какими руками его касаться".
Исаак Дунаевский
Оперетта… Кажется, не найдется другого такого музыкального жанра, который вызывал бы столь суровую критику в сочетании со столь устойчивой популярностью.
Она «родилась в середине XIX века на парижских бульварах», - пишет историк оперетты А.Р. Владимирская – «дерзкое, неукротимое, бунтующее дитя своей эпохи и своего города — шумного, веселого, элегантного Парижа…». Во Франции традицию легендарного «Моцарта елисейских полей» Ж. Оффенбаха продолжили Ш. Лекок и Р. Планкетт. Венская оперетта, фактически начавшая свой путь с «Летучей мыши» И. Штрауса-сына, прославлена именами Ф. фон Зуппе, И. Кальмана, Ф. Легара, а также Р. Хойбергера, К. Миллёкера, К. Целлера и многих других. Популярные в англоязычных странах оперетты А. Салливана проложили дорогу будущему жанру мюзикла… Впрочем, каким бы национальным традициям ни следовали авторы оперетт, образцы жанра сохраняли главное – действо яркое, искрометное, остроумное и синтетическое, основанное на прочном союзе музыки, драматургии и хореографии.
Довольно быстро распространилась оперетта и в России. За редким исключением, крупные композиторы избегали «сомнительного» жанра. Зато ему отдавали должное выдающиеся мастера русского театра. Недаром Константин Станиславский считал оперетту замечательной школой для артистов («Голос, дикция, жест, движения, легкий ритм, бодрый темп, искреннее веселье — необходимы в легком жанре».)
Оперетты ставились на сценах Александринского и Малого театров. Особую роль в ее повсеместном распространении сыграл М. Лентовский. Выдающийся актер, режиссер и антрепренер, он отказался от места режиссера Большого театра (!) ради собственного театрального дела: его постановки имели триумфальный успех, вызывая шумные восторги тысяч москвичей. (Впрочем, волею судьбы именно в Большом театре оказался огромный нотный архив Лентовского, хранящийся ныне в архиве нотной библиотеки).
Новый виток развития жанра оперетты пришелся на советские годы; помимо «классика жанра» И. Дунаевского, очень яркие оперетты создавали Н. Стрельников, Б. Александров, Ю. Милютин, К. Листов. Обращались к ней и крупнейшие композиторы своего времени - Д. Шостакович, Г. Свиридов, Т. Хренников, Д. Кабалевский.