«Аплодируя стоя, стуча ногами, крича «браво» так, что эти крики походили на истерику, многочисленные зрители, присутствовавшие на этом гала-концерте, под самым большим впечатлением оказались от «Vissi d`arte» Тоски Пуччини в исполнении Касрашвили», — так был описан в канадской прессе триумф юной солистки Большого театра, одержавшей победу в 1973 г. на международном конкурсе в Монреале.
Наделенная от природы голосом огромного диапазона и редкостной красоты, талантливейшая ученица знаменитой Веры Давыдовой, она вступила на сцену Большого в 1966-м, будучи еще студенткой. Ее театральная биография складывалась в бесконечную вереницу ярких и незабываемых сценических образов. Татьяна в «Онегине» и Лиза в «Пиковой даме», Дездемона в «Отелло» и Наташа Ростова в «Войне и мире», Иоланта в одноименной опере и Жанна д`Арк в «Орлеанской деве», Полина в «Игроке» и Любка в «Семене Котко», Войслава в «Младе» и Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже», Франческа во «Франческе да Римини» и Тамар в «Похищении луны» — таков далеко не полный список ролей, созданных ею на сцене Большого.
Умение артистки «найти интонацию каждой роли» (Б. Покровский) и точное попадание в образ удивляли и приводили в восхищение даже коллег по сцене: «Героини Маквалы Касрашвили — женщины разных времен и характеров. Для меня до сих пор остается загадкой, как певица может каждый раз неузнаваемо меняться» (Евгений Нестеренко).
Эти две равнодействующие таланта – вокальное мастерство и драматический дар, помноженные на работоспособность, создали уникальное явление в музыкальном театре, имя которому Маквала Касрашвили. Ее искусство получило полное признание за рубежом, а сама певица — титул «дивы из Большого».
Точкой отсчета международной карьеры «мисс Касрашвили» можно считать ее триумфальный дебют в 1979 г. на сцене Метрополитен-оперы в партии Татьяны в «Евгении Онегине». Затем последовали выступления в течение четырех сезонов подряд в лондонском Ковент-Гарден, где специально на нее были поставлены оперы «Дон Жуан» и «Милосердие Тита» Моцарта. Партии Донны Анны и Виттелии, исполненные в этих спектаклях, снискали ей славу моцартовской певицы. «Касрашвили (Донна Анна) была самой поразительной. Ее голос, как и положено, блестящий и плотный, вместе с тем удивительно нежен. Она фразирует с подлинным мастерством; речитативы исполняет очень изящно; смотрится и двигается великолепно… О таком исполнении можно только мечтать», — писала газета «Файнэншл таймс».
Восторженный прием сопровождал выступления артистки на сценах крупнейших оперных театров, пела ли она Амелию в «Бале-маскараде» (Метрополитен-опера), Аиду в одноименной опере Верди (Баварская государственная опера, Венская опера, Арена ди Верона, Лирическая опера Чикаго) или Сантуццу в «Сельской чести» Масканьи (Финская национальная опера, оперные театры Сиэттла, Вашингтона и Хьюстона). Равно убедительной представала она и в операх Р. Штрауса (Хризотемиды в «Электре» в Канадской опере, Иродиады в «Саломее» в Мариинском театре), и Шостаковича (острохарактерная Подточина в «Носе» или Вава в оперетте «Москва-Черемушки», этим эффектным «преображениям» артистки аплодировала публика музыкального фестиваля в Барде/ США).
Визитной карточкой певицы стала партия Тоски в одноименной опере Пуччини: более тридцати лет она пела Тоску на сцене Большого в легендарной постановке Бориса Покровского. В этой партии она выступала и на сцене Норвежской национальной оперы, и Большого театра Варшавы, и Большой оперы Флориды…
Ее имя давно вписано в историю оперного театра. В Большом Маквала Касрашвили в течение полутора десятилетий руководила оперной труппой. Нынешний творческий вечер раскрывает иные грани ее таланта — педагога, наставника, друга. «Я с удовольствием делюсь тем, что умею сама, с молодыми артистами, — говорит Маквала Филимоновна, – и радуюсь, что бывшие воспитанники Молодежной программы Большого театра теперь украшают эту великую сцену».
На концерте выступят ведущие солисты театра и молодые исполнители, успешно начавшие свою карьеру в Большом, — Светлана Шилова, Эльчин Азизов, Анна Нечаева, Динара Алиева, Олег Долгов, Агунда Кулаева, Анна Аглатова, Юлия Мазурова, Ольга Кульчинская, Богдан Волков, Екатерина Морозова, Андрей Жилиховский, Павел Валужин, Анна Бондаревская, Алуда Тодуа.