Филармонический абонемент Большого театра: заключительный концерт сезона 2020/21

18.05.2021

Представляем заключительный концерт филармонического абонемента Большого. В программе – Первый концерт № 1 для фортепиано с оркестром Ференца Листа и Шестая симфония Густава Малера. За дирижерским пультом – музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев солист – Люка Дебарг.

Пианист Люка Дебарг заявил о себе в 2015 году, когда с большим успехом выступил на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. Конкурс принес ему IV премию, приз Ассоциации музыкальных критиков Москвы и безграничную любовь нашей публики. С тех пор он не раз побывал на гастролях в России. Помимо Москвы, дал концерты в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Самаре, Ханты-Мансийске, Владивостоке и других городах. Слушатели ценят этого пианиста за свежесть трактовок, художественную свободу и утонченный вкус.

Первый фортепианный концерт Листа является одним из самых популярных произведений этого жанра. Его яркие темы в эффектном виртуозном оформлении неизменно привлекают как исполнителей, так и слушателей. При этом в произведении немало новаторских моментов, сближающих его со знаменитыми листовскими симфоническими поэмами. Концерт написан как одночастный, однако внутри него существует деление, соответствующее четырем частям сонатно-симфонического цикла. В данном случае это подвижное Allegro maestoso, медленное Quasi adagio, быстрое скерцо и финал. Любопытно, что в финале нет ни одного нового мотива, на что обращал внимание сам композитор: по его словам, финал целиком выстроен из музыки предшествующих разделов.

Другой композиционный принцип, использованный в концерте, — монотематизм. Одна и та же тема в ходе развития может кардинально преображаться и становиться основой для нового музыкального образа. В Первом фортепианном концерте Листа такой темой становится мелодия эпизода Quasi adagio, выполняющего роль медленной части. Изначально хрупкая и «мечтательная», в заключительном разделе она звучит как победный марш. .

. Шестая симфония Малера относится к наиболее масштабным оркестровым полотнам композитора (она звучит более часа). Произведение создавалось в счастливое для Малера время: он получил признание музыкальной общественности как композитор и дирижер; в семейной жизни царило благополучие. Однако несмотря на это Малер дает своей симфонии название «Трагическая», пронизывая весь гигантский цикл темой борьбы человека с некими враждебными силами, которая оканчивается для него фатально.

Шестую Малера можно назвать «симфонией финала»: ее основные интонационные нити стягиваются в последней, четвертой части. Здесь же происходит развязка коллизии, намеченной в первом Allegro и проходящей, явно или скрыто, через вторую и третью части. Средние части композитор в процессе работы над симфонией дважды менял местами. В начальной редакции на втором месте цикла стояло «демоническое» скерцо, за которым следовало Andante созерцательного плана. После первого исполнения Малер перенес Andante на третью позицию, а скерцо стало его предварять. Позже композитор восстановил исходный порядок частей. Существование нескольких авторских версий дало возможность дирижерам выбирать одну из них. Так сложились две традиции исполнения симфонии (с медленной частью на втором или на третьем месте в цикле), существующие и по сей день.

Важной особенностью драматургии симфонии является движение к итоговому апофеозу, осуществляемое дважды, в крайних частях. Однако если в первой части апофеоз действительно достигается — в мощном звучании побочной темы в репризе, — то в финале в момент главной кульминации музыкальное развитие пресекается зловещим унисоном, который исполняют инструменты низкого регистра: туба, контрфагот, четыне фагота, бас-кларнет, литавры, большой барабан, тамтам и контрабасы. В произведении есть и другие эпизоды, раскрывающие тему насилия и жестокости, например, агрессивный марш в первой части или практически вся музыка скерцо. Образность подобного плана, несомненно, является «печатью эпохи». Трагизм на тот момент едва наступившего XX столетия Малер передал в своем сочинении с потрясающей силой и правдивостью.

Оксана Вакатова