Чайковский, Рахманинов: первый концерт филармонического абонемента 245-го сезона

14.11.2020

Балет «Щелкунчик» принадлежит к числу самых известных и любимых публикой произведений Чайковского. Вряд ли найдётся слушатель, которого эта музыка оставит равнодушным. Красочная, светлая и трогательная рождественская сказка – и в то же время философское повествование о любви и смерти.

Балет был написан по заказу Дирекции императорских театров. Чайковскому было поручено сочинить одноактную оперу и двухактный балет для постановки в рамках одного представления. Оперой стала «Иоланта» – последнее сочинение Чайковского в этом жанре. Для балета композитор выбрал сюжет известной сказки Э. Т. А. Гофмана из сборника «Серапионовы братья». Работа была завершена зимой 1892 г., и уже в марте симфоническая сюита из балета была исполнена в одном из концертов Русского музыкального общества. Она имела грандиозный успех, который мало кому впоследствии удалось повторить: из шести номеров сюиты пять были сыграны повторно по требованию публики! Действительно, в нее вошли, пожалуй, самые впечатляющие номера. Среди них и очаровательный «игрушечный» марш, и танцы многочисленных сладостей-обитателей Конфитюренбурга, и ключевой эпизод балета – совсем не детское Andante maestoso. В первоначальной постановке Мариуса Петипа этот дуэт исполняли Фея Драже и ее возлюбленный, принц Оршад, а Мари и Принц Щелкунчик – дети, которым подобные чувства пока еще не были незнакомы, – лишь наблюдали за ними со стороны. Но очень скоро музыка этого дуэта перешла к главным героям. Несмотря на сказочный сюжет, в балете слышны трагические интонации, свойственные величайшим симфоническим шедеврам Чайковского, и особенно ярко это проявляется как раз в последнем дуэте.

Вариации на тему рококо были написаны в один из тяжелейших и одновременно один из счастливейших периодов жизни Чайковского во Флоренции. С этим удивительным городом – настоящей столицей Ренессанса, вдохновлявшей своим поэтическим духом и великих художников Возрождения, и тех, что творили в те годы, когда Флоренция уже жила почти одним только прошлым, – в жизни композитора было связано многое. Впервые он побывал в Италии в 1878 г. Незадолго до того, измученный нелюбимой педагогической работой, которую по финансовым соображениям не мог оставить, и неудачной женитьбой, вступил в переписку с Надеждой Филаретовной фон Мекк, вдовой железнодорожного магната Карла фон Мекка и выдающейся меценаткой, ставшей настоящим добрым гением Чайковского. Благодаря ее финансовой поддержке Чайковский все-таки получил возможность оставить преподавание, сумел залечить свои раны и обрести комфорт и стабильность на многие годы.

Год начала их переписки совпал с годом женитьбы композитора, и практически сразу Чайковский буквально «бежал» из России в Европу. Несколько месяцев 1878 г. он провел на тихой, живописной вилле Бончани во Флоренции, о чем сегодня напоминает мемориальная доска. Последний раз Чайковский побывал во Флоренции весной 1890 г., за три года до своей смерти. Там за рекордно короткие сроки – около сорока дней – была написана опера «Пиковая дама», ставшая кульминацией оперного симфонизма Чайковского. Завершив оперу, он сразу же начал работать над новым сочинением – струнным секстетом, получившим название «Воспоминание о Флоренции».

Вариации на тему рококо были написаны в тот же период, что и секстет: премьера сочинения прошла в ноябре 1877 г. в собрании Московского музыкального общества. Оркестром дирижировал Николай Рубинштейн, а солирующую партию исполнил друг Чайковского, немецкий виолончелист Вильгельм Фитценхаген. Он жил и работал в России и участвовал в премьерах ряда сочинений композитора (кроме упомянутых вариаций – двух струнных квартетов и фортепианного трио). В это время Чайковский находился в Италии, и об успехе новой пьесы ему сообщила в письме Надежда фон Мекк. Фитценхаген, которого весьма увлекло новое сочинение Чайковского, вскоре после премьеры выполнил собственную редакцию Вариаций, которая коснулась как партии виолончели, так и общей структуры цикла.

Нотоиздателю Петру Юргенсону эти изменения не понравились, о чем он в чрезвычайно экспрессивной манере сообщил композитору в письме: «Противный Фитценхаген! Он непременно желает свою виолончельную пьесу переделать, обвиолончелить и говорит, что ты ему дал полную мочь. Господи! Чайковский revu et corrige par Fitzengagen!! (просмотренный и исправленный Фитценхагеном). Позволь мне послать его к maman... Напиши Фитценхагену два слова о твоей пьесе и обрати его ко мне». Однако Чайковский был занят уже новыми замыслами и не отреагировал на просьбы возмущенного Юргенсона. В итоге пьеса сохранилась в двух редакциях: с изменениями Фитценхагена и в первоначальном авторском варианте. Авторская редакция включает вступление, тему (она отражает особенности музыки XVIII века, чему сочинение и обязано своим названием), восемь вариаций, из которых самая развернутая – последняя, и коду. Вариации на тему рококо сочетают в себе несомненную концертную яркость и броскость и особенно свойственный музыке Чайковского задушевный, теплый, а порой и ностальгический характер.

Вариации на тему рококо входят в число обязательных произведений программы Международного конкурса им. П.И. Чайковского: виолончелисты исполняют их в финале в сопровождении симфонического оркестра. На нашем концерте солирующую партию исполнит Александр Рамм, один из самых одаренных и востребованных виолончелистов своего поколения, лауреат премий множества музыкальных состязаний, среди которых в том числе и Конкурс им. Чайковского (II премия, 2015 г.). Выступление с оркестром Большого театра и маэстро Антоном Гришаниным станет для него дебютным.

Эмиграция в США оказалась для Сергея Рахманинова роковой. С одной стороны, он обрел там большую популярность и достаток, стал востребованным пианистом и дирижером и в целом более чем вписался в бешеные темпы американской музыкальной индустрии. С другой стороны, источник его композиторского творчества иссяк. Написанные им после отъезда сочинения можно пересчитать по пальцам. Ему принадлежат пронзительные и горькие строки: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя».

«Симфонические танцы» – одно из тех немногих сочинений, что были написаны в эмиграции, и его последнее крупное произведение. И оно, безусловно, отражает состояние композитора в последние годы жизни. «Танцы» представляют собой своего рода триптих, частям которого Рахманинов первоначально хотел дать программные названия – «День», «Сумерки» и «Полночь», соотнося эти образы, конечно, не с тем или иным временем суток, а с течением человеческой жизни в целом. Однако вскоре композитор отказался от этой идеи и предпочел не отягощать произведение слишком конкретными «пояснениями».

Первая часть написана в характере токкаты и основана на «механистично» ниспадающей, ритмичной фанфарной теме. Ее зловещий «пульс» пронизывает всю музыкальную ткань. В среднем разделе возникает новая тема, порученная саксофону в сопровождении пастушеских попевок деревянных духовых: она напоминает далекую, «ускользающую» мелодию русской песни. В конце части возвращается образ, который с юношеских лет встречался во множестве сочинений композитора – от миниатюр до фортепианных концертов. И «остался» этот образ там же, где осталось все, что было дорого Рахманинову... Это знаменное пение и колокольный звон. Здесь он «всплывает», как невидимый град Китеж.

Вторая часть сюиты представляет собой вальс. Он мог бы звучать как изысканный, грациозный танец, но здесь производит впечатление болезненности, смертельной усталости и одиночества. В его тему периодически вплетается фанфарный элемент из первой части, сообщая ей мрачный, роковой характер.

Финал рисует наиболее тяжелый, «темный» образ – страха и неизвестности перед лицом смерти. Музыкальный материал части основан на двух элементах: теме средневековой секвенции «Dies irae» («День гнева»), входящей в состав заупокойной службы – Реквиема, и постепенно «раскручивающейся» быстрой теме, напоминающей жигу. Эта тема хоть и танцевальна, и подвижна, но холодна и лишена жизненных токов. «Dies irae» вскоре одерживает верх и низвергается трагической лавиной, символизирующей полное отчаяние и темноту.

Наталия Абрютина