Ave Майя

20.11.2015


"Дон Кихот". Китри.
     
Майе Плисецкой
Та, в сумраке превыспреннем витая,
кем нам приходится? Она нисходит к нам.
Чужих стихий заманчивая тайна
не подлежит прозрачным именам.

Как назовем породу тех энергий,
чья доблестна и беззащитна стать?
Зрачок измучен непосильной негой,
измучен, влажен и желает спать.

Жизнь, страсть - и смерть. И грустно почему-то.
И прочных формул тщетно ищет ум.
Так облекает хрупкость перламутра
морской воды непостижимый шум.
Белла Ахмадулина

mmp-peony.jpgMMP-gladiolus.jpg
Пион "Майя Плисецкая". 1963 
(селекционер А. Сосновец).
Гладиолус "Майя Плисецкая". 1994
(селекционер А. Громов).

Но в память о ней и о том, как она готовилась отметить свое 90-летие, как снова стремилась удивлять и радовать, Большой готов выступить в едином порыве. Она успела одобрить и благословить ПРОГРАММУ своего вечера, она ее написала своей рукой – и мы факсимильно воспроизведем ее в совсем необычных на этот раз театральных программках. И, разумеется, она зримо будет присутствовать - жаль, не на сцене, но на экране...

Плисецкая принадлежала к числу тех исключительно талантливых и целеустремленных людей, чья карьера практически не может зависеть от случая. Природа как будто специально предназначила ее для балета, наградив уникальными данными – большим шагом, устойчивостью, отличным вращением, высоким прыжком, способностью, прыгая, зависать в воздухе. Прибавить сюда необыкновенную музыкальность и мощный темперамент – и получится портрет выдающейся балерины.

Но к этому надо добавить еще и яркое артистическое дарование, способность быть предельно выразительной на сцене и движением тела передавать движения души. И вот это уже портрет не просто балерины, а уникальной актрисы балетного театра.

Отличаясь недюжинной артистической и человеческой смелостью, Плисецкая предпочитала не следовать канонам, а разрушать их, создавать собственный стиль, собственный репертуар и всегда неистово боролась за жизнь создаваемого ею неповторимого театра, который, как все новое и нетривиальное, способен был вызвать шок у ортодоксов, облеченных властью.

10 октября 1993 г. Творческий вечер в Большом театре. Кармен.           
    20 ноября 2005 г. Творческий вечер
    в Кремлевском дворце.
   20 ноября 2005 г. Кремль. Ave  Майя.
   Фото Михаила Логвинова.

Майя Плисецкая, пример редчайшего творческого долголетия в балете, танцевала практически шестьдесят лет. И почти пятьдесят из них – на сцене Большого театра, в труппу которого была принята в 1943 году, сразу по окончании Московского хореографического училища. Именно на этой сцене началась ее триумфальная слава, здесь она станцевала ведущие роли в «главных» балетах классического репертуара, ставшие ее коронными и навсегда сохранившие на себе отпечаток ее стиля, - первыми в этом списке следует поставить Одетту и Одиллию в «Лебедином озере» и Китри в «Дон Кихоте».

На сцене Большого театра обрели плоть и кровь и те балеты, что создавались непосредственно для нее. Этот перечень открывает одна из самых любимых ею героинь – Кармен, которая с таким трудом пробивала себе дорогу к зрителю, а затем в считанные годы завоевала весь мир.

circle-maya-1.jpgcircle-maya-2.jpgcircle-maya-3.jpg
V Московский международный фестиваль «Круг света» охватил едва ли не пол-Москвы. Историческое здание Большого театра вновь стало одной из «площадок» фестиваля. Отдавая дань памяти Майе Плисецкой, организаторы включили в свою симфонию света фантазию на темы «Лебединого озера» с нею в главной роли.