Покровский-фест: к 110-летию со дня рождения

07.01.2022

По традиции в дни Рождества Камерный показывает один из самых необычных спектаклей Покровского – мистериальное «Ростовское действо». Постановка, в основу которой положена «Комедия на рождество Христово» митрополита Димитрия Ростовского, сочинение, написанное в XVIII столетии, впервые была показана в 1982 году и до сих пор сохраняется в репертуаре. В рамках фестиваля пройдут два показа – 7 и 8 января.

11 января на подмостках Камерной сцены развернётся «Сорочинская ярмарка», ставшая одним из самых знаменитых спектаклей Покровского последнего десятилетия его работы в театре. Сочетание «Гоголь и Мусоргский» было идеальным для режиссёра, всю свою жизнь преклонявшегося перед тем и другим. Покровский не должен был пройти мимо этой оперы, тем более удивительно, что впервые он поставил её по заказу – парижской Комической оперы. И уже «добровольно» перенёс на родную сцену, где её ждал большой зрительский успех, а затем и Государственная премия России.

13 января фестиваль вновь представляет комическую оперу, точнее две комические оперы. Не так уж часто можно увидеть на театральных афишах «Директора театра» Моцарта и «Пимпиноне» Телемана, два маленьких шедевра XVIII века. Но Покровский всегда стремился открывать новое или давать новую жизнь давно забытому старому. «Директора театра» он поставил в 1975 году. А в 1983-м его ученик, известный эстонский режиссёр Арне Микк осуществил постановку оперы Телемана, ставшую удачной второй составляющей этой программы.

15 января вниманию публики будет предложена опера «Юлий Цезарь и Клеопатра» Генделя. Впервые Покровский имел дело с этим выдающимся сочинением эпохи барокко в 1979 году. В Большом театре силами молодых режиссёров-стажёров была осуществлена первая на российской сцене постановка оперы Генделя. Борис Покровский, в то время главный режиссёр Большого, выступил в роли куратора молодёжного состава постановщиков и певцов. А в 2002 году он впервые поставил эту оперу в своём Камерном театре.

18 января Камерная сцена будет отдана во власть «Дон Жуана». Верный себе, Покровский нетрадиционно подошёл к трактовке моцартовского шедевра, обозначив свои намерения уже самим названием спектакля, в которое вернул обычно опускаемую «пояснительную» вторую часть. В афише Камерного театра, а теперь Камерной сцены Большого опера значится как «Дон Жуан, или Наказанный развратник». Что, как считал Борис Александрович, уже должно говорить само за себя. Неминуемость возмездия стала одним из лейтмотивов его постановки.

Программа фестиваля включает не только спектакли, но и концерты-«приношения». 22 января состоится концерт студентов музыкальных вузов России, а 29-го – гала-концерт артистов Камерной сцены имени Б. А. Покровского.

Жизнь Бориса Покровского всегда была тесно связана с Большим театром, которому он отдал почти сорок лет, за которые поставил свыше сорока спектаклей. Он первым ввёл в репертуар российского музыкального театра «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена и «Игрока» С. Прокофьева. Осуществил постановку оперы «Мёртвые души», заказанной Большим театром Родиону Щедрину. Диапазон его личного оперного репертуара был необычайно широк.

Однако в 1972 году, желая расширить поле для эксперимента, Покровский, продолжая работать в Большом театре, основывает ещё и Камерный. Которому предстояло громко заявить о себе и воспитать собственного зрителя. В этом театре он поставил ещё семьдесят спектаклей, возрождая забытые названия и давая сценическую жизнь новым сочинениям. В 2009 году, после смерти маэстро, театру было присвоено его имя. В 2017-м Камерный театр стал частью Большого.